Адаптация к детскому саду

Наступил сентябрь и многие родители детей, которые впервые идут в детский сад, начинают переживать: как их малыш будет адаптироваться к детскому саду, сможет ли он быстро привыкнуть к детскому коллективу, какая будет воспитательница, полюбит ли ее их ребенок. Что же такое адаптация к детскому саду, как она проходит, что должен знать родитель ребенка, впервые идущего в детский сад? На эти вопросы отвечает педагог-психолог детского сада «Карусель», руководитель психологического центра доверия и заботы, кандидат психологических наук, Морозова Нелли Борисовна

Адаптация — это процесс привыкания человека к новой для него жизненной ситуации: к новым людям, новой обстановке, новому климату, новому часовому поясу и т.д. Чем меньше возраст человека, тем больше ему требуется времени для привыкания. Детский сад — это новые жизненные условия для маленького ребенка. Со многим он сталкивается впервые: это и новые правила поведения, и незнакомые взрослые люди (педагоги), непривычная ситуация занятий, разнообразный детский коллектив, а самое главное, это отрыв на время от семьи, от любимой мамы. Ко всему этому маленькому человечку нужно привыкнуть.

Адаптация к детскому саду у детей проходит по-разному, это зависит от их индивидуальных особенностей. Одни дети быстро привыкают к новой для них ситуации, другие дольше, одни дети переживают очень болезненно отрыв от мамы, другим сложнее привыкнуть к новым правилам поведения, кому-то сложно принять новый режим дня, а кто-то не сразу понимает, как вести себя на занятии. Испытывая трудности адаптации, дети могут плакать, отказываться от еды. бурно реагировать на просьбы педагога, или, наоборот, замыкаться в себе, отказываться от общения. Со временем дети привыкают к детскому саду и трудности адаптации постепенно исчезают.

Родитель может помочь привыкнуть ребенку к детскому саду. Главная составляющая успеха — это уверенность родителей в том, что они правильно поступили, отдав своего ребенка в детский сад. Именно неуверенность и ложный комплекс вины взрослого часто мешают ребенку успешно адаптироваться. Если родитель своими словами и действиями показывает свою уверенность в том, что в детском саду ребенку будет хорошо, он. таким образом, снимает напряжение и тревогу у своего ребенка и адаптация проходит более успешно. Существует много психолого педагогических приемов, которые помогают ребенку пережить отрыв от дома, снижают тревогу по поводу отсутствия мамы, помогают привыкнуть к правилам и режимным моментам детского сада. Родитель может помочь, как своим доверием коллективу детского сада, так и освоив небольшие приемы:

  • Режим дня в выходные дни должен соответствовать режиму детского сада.
  • Хвалите ребенка за успехи, сделанные им в детском саду, скажите, что вы гордитесь им.
  • Интересуйтесь подробностями пребывания ребенка в детском саду.
  • По дороге в детский сад можно расспрашивать ребенка, что он будет делать там или самому об этом рассказывать.
  • Утром напоминайте ребенку, что в детском саду его ждут ребята, воспитатели (можно перечислить поименно), а так же рыбки, кролик и т.д. (в зависимости от того, какое животное живет в детском саду).
  • Очень помогает принесенная из дома любимая игрушка или другая вещь. Такой «кусочек дома» может помочь справиться с возникшими трудностями адаптации.

Вы поможете ребенку, если дома поиграете с ним в сюжетную
игру «Детский сад». Пусть ребенок сам выберет, кем он хочет
быть в этой игре. Не удивляйтесь, если он захочет быть другим
ребенком или воспитателем. «Отыграв» нужную ему роль, ребенок, таким образом, преодолеет свои трудности, и привыкнуть к детскому саду ему будет гораздо легче.

Если ребенок маленький и не умеет хорошо говорить, родитель сам рассказывает ребенку, что он делал в детском саду (выяснив, предварительно, это у педагога). При этом комментарии подаются в положительном ключе. Например: «Сегодня тебя похвалили, ты слушался воспитательницу, красиво слепил бабочку, играл с ребятками. Ты у меня такой большой молодец, я очень рада, что ты уже такой самостоятельный». Постепенно ребенок поймет, что маме очень приятно, что он ходит в детский сад.

Плач — это естественная реакция ребенка на неизвестную ситуацию. Взрослые люди в неизвестных для них ситуациях опираются на свой жизненный опыт, социальный интеллект, навыки общения. У ребенка все это находится только в стадии зарождения, опираться в непривычной ситуации ему не на что, поэтому он использует доступную ему реакцию – сигнализирует плачем о своем страхе, дискомфорте и просто нежелании. В таких случаях, прежде всего, нужно выяснить, нет ли объективных причин для плача ребенка. Например, низкие адаптивные возможности самого ребенка. Родитель может не бояться быть несколько твердым в своем решении водить ребенка в детский сад. Даже в глазах собственного ребенка он не выглядит «мучителем», если каждое утро настаивает на посещении детского сада. Наш опыт показывает, что даже дети с низкими адаптивными возможностями успешно адаптируются к детскому саду, если родитель помогает своему ребенку, настраивает его на положительное отношение и радуется его успехам в детском саду.

Не нужно торопиться оставлять ребенка на дневной сон.

Нами было не раз замечено, что дети, родители которых настаивали на дневном сне с первых дней посещения детского сада, через две недели категорически отказывались идти с утра в детский сад, и процесс адаптации им приходилось начинать заново. Малышу нужно привыкнуть к новой обстановке, новым людям, новым правилам. Спустя две недели можно попробовать оставить ребенка на дневной сон, при этом заранее его к этому подготовив. Лучше, если это совпадет с каким-нибудь ярким событием в детском саду во второй половине дня (приезд театра, празднованием дня рождения). Ребенку заранее можно предложить выбрать пижаму, рассказать, как много интересного его ждет после сна. Накануне воспитатели должны показать ребенку кроватку, на которой он будет спать. Лучше всего забрать ребенка сразу после сна (полдника) или после ожидаемого события. Обязательно нужно ребенка похвалить.

Для нас важно Ваше доверие, терпение и понимание. Мы поможем Вам и Вашему ребенку пройти трудности адаптации наиболее безболезненно.

А для тех, кто хочет поближе познакомиться с детским садом «Карусель», мы предлагаем Вам погрузиться в атмосферу нашего детского сада и принять бесплатное участие в программе «Проживи день в «Карусели»».

В рамках этой программы предусмотрено 3 встречи с семьёй:

Первая встреча. Знакомство родителей с руководителем интересующей Вас программы, ответы на вопросы, экскурсия по детскому саду, рекомендации на тему: «как подготовить ребёнка к однодневному посещению детского сада».

Вторая встреча. День в «Карусели».

Третья встреча. Беседа: руководитель и родители делятся впечатлениями о том, как ребёнок проявлял себя в детском коллективе, родители могут также получить недостающую информацию о нашем учреждении.

Таким образом, мы хотим помочь Вам, уважаемые родители, принять взвешенное решение в выборе дошкольного учреждения для Вашего ребёнка!

Мы ждём Ваших вопросов:

по телефону: +7 (931) 25 25 206

в сообщениях Вконтакте

2019-03-07T18:34:06+03:0007/03/2018|Рубрика: Психолог советует|
Нелли Борисовна Морозова
Руководитель психологического центра доверия и заботы, психолог, педагог групп развития.

Написать комментарий