Что такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на тренировку органов речи: губ, языка, нижней челюсти, щёк.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Почему именно сладкая гимнастика?
Гимнастику для язычка необходимо выполнять ежедневно – это утомляет. Часто упражнения не получаются с первого раза – это не может не огорчать ребенка. Заставлять и ругать его не стоит, потому что знания и навыки, полученные на негативе, плохо закрепляются. Упражнения, с использованием сладостей привлекают внимание, превращают занятие в игру. Можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было на них аллергии: ягоды, кусочки фруктов (свежих и сухих), цукаты, готовые завтраки, соломку, съедобные палочки, посыпку, варенье, джем, мармелад – всё то, что есть дома и предпочитается вашим малышом.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 10-15 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо. Поэтому лучше заниматься перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый находится напротив ребенка лицом к нему.
- Приступайте к выполнению упражнений в хорошем настроении.
Предлагаем вашему вниманию набор упражнений, успешно апробированных и часто используемых на индивидуальных занятиях с логопедом нашего детского сада Корнеевой Анной Владимировной.
- Упражнения с Чупа-чупсом (конфета должна быть небольшого диаметра).
– Предлагаем ребенку облизывать Чупа-чупс или другую конфету на палочке. Положение конфеты периодически меняем: держим её сверху, снизу, с одной и другой стороны. Главное, чтобы язык смог дотянуться до неё.
– Ребенок сжимает Чупа-чупс губами и удерживает 5-10 секунд.
– Ребенок держит язычок в форме чашечки, кладем в чашечку Чупа-чупс, и ребенок удерживает леденец под счет до 10.
- Упражнения со сладкой (соленой) соломкой.
– Ребенок кладет широкий язык на нижнюю губу и удерживает на нём соломку, под счет до 10.
– Ребенок удерживает соломку на верхней губе языком. Можно обыграть: «Появились усики!»
– Изображаем усы. Предлагаем удерживать соломку между верхней губой и носом (губы вытянуты вперед).
– Ребенок удерживает соломинку, прижимая её языком к нижним зубам. Соломинка должна быть почти в вертикальном положении.
- Упражнения с мармеладом.
– Ребёнок втягивает мармеладного червячка в рот через вытянутые хоботком губы.
– Необходимо один конец такой же мармеладки сжать губами, а другой конец натянуть рукой. Задача ребёнка – постараться подольше удерживать мармеладку губами.
- Упражнения с мини-сушками.
– Ребенок сжимает сушку губами и удерживает ее под счет до 10.
– Надев мини-сушку ребенку на кончик языка, просим удержать ее под счет до 10.
– Предлагаем перемещать солёную мини-сушку по сладкой соломке языком (слева-направо и обратно).
– Ребенок перемещает языком солёную мини-сушку по сладкой соломке (вверх-вниз).
- Упражнения с конфетой-дражже, шариками сухого завтрака или ягодами.
– Ребенок удерживает конфету в языке-«чашечке» под счет до 10.
– Просим ребенка положить широкий язык на нижнюю губу. Кладем конфету или шарик сухого завтрака. Задача ребенка удержать конфету под счет до 10.
– Кладём на тарелку шарики сухого завтрака или маленькие круглые конфетки. Просим ребенка губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки.
- Упражнения с различными продуктами.
– Ребенок кладет широкий язык на нижнюю губу и удерживает на нём тонко порезанный кусочек сыра (можно использовать колбаску, кусочек яблока, мармеладку и т.п.), под счет до 10.
– Предлагаем ребенку поиграть в футбол. Для этого он перекатывает во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, вишню, сухарик, крупную круглую карамельку и т.д.
– Предлагаем ребенку язычком слизать сахар с колечка лимона или апельсина по кругу или любые круглые дольки фруктов.
– Намазываем верхнюю губу сиропом, мёдом или вареньем. Предлагаем малышу широким краем языка облизать губку, выполняя движение сверху вниз.
Желаем удачи!
С уважением, Корнеева Анна Владимировна,
логопед частного детского сада «Карусель»
Написать комментарий
Вы должны быть авторизованы для написания комментариев.