Сладкая артикуляционная гимнастика

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на тренировку органов речи: губ, языка, нижней челюсти, щёк.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Почему именно сладкая гимнастика?

Гимнастику для язычка необходимо выполнять ежедневно – это утомляет. Часто упражнения не получаются с первого раза – это не может не огорчать ребенка. Заставлять и ругать его не стоит, потому что знания и навыки, полученные на негативе, плохо закрепляются. Упражнения, с использованием сладостей привлекают внимание, превращают занятие в игру. Можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было на них аллергии: ягоды, кусочки фруктов (свежих и сухих), цукаты, готовые завтраки, соломку, съедобные палочки, посыпку, варенье, джем, мармелад – всё то, что есть дома и предпочитается вашим малышом.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 10-15 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  4. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо. Поэтому лучше заниматься перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый находится напротив ребенка лицом к нему.
  5. Приступайте к выполнению упражнений в хорошем настроении.

Предлагаем вашему вниманию набор упражнений, успешно апробированных и часто используемых на индивидуальных занятиях с логопедом нашего детского сада Корнеевой Анной Владимировной.

 

  1. Упражнения с Чупа-чупсом (конфета должна быть небольшого диаметра).

– Предлагаем ребенку облизывать Чупа-чупс или другую конфету на палочке. Положение конфеты периодически меняем: держим её сверху, снизу, с одной и другой стороны. Главное, чтобы язык смог дотянуться до неё.

– Ребенок сжимает Чупа-чупс губами и удерживает 5-10 секунд.

– Ребенок держит язычок в форме чашечки, кладем в чашечку Чупа-чупс, и ребенок удерживает леденец под счет до 10.

 

  1. Упражнения со сладкой (соленой) соломкой.

– Ребенок кладет широкий язык на нижнюю губу и удерживает на нём соломку, под счет до 10.

– Ребенок удерживает соломку на верхней губе языком. Можно обыграть: «Появились усики!»

– Изображаем усы. Предлагаем удерживать соломку между верхней губой и носом (губы вытянуты вперед).

– Ребенок удерживает соломинку, прижимая её языком к нижним зубам. Соломинка должна быть почти в вертикальном положении.

 

  1. Упражнения с мармеладом.

– Ребёнок втягивает мармеладного червячка в рот через вытянутые хоботком губы.

– Необходимо один конец такой же мармеладки сжать губами, а другой конец натянуть рукой. Задача ребёнка – постараться подольше удерживать мармеладку губами.

 

  1. Упражнения с мини-сушками.

– Ребенок сжимает сушку губами и удерживает ее под счет до 10.

– Надев мини-сушку ребенку на кончик языка, просим удержать ее под счет до 10.

– Предлагаем перемещать солёную мини-сушку по сладкой соломке языком (слева-направо и обратно).

– Ребенок перемещает языком солёную мини-сушку по сладкой соломке (вверх-вниз).

 

  1. Упражнения с конфетой-дражже, шариками сухого завтрака или ягодами.

– Ребенок удерживает конфету в языке-«чашечке» под счет до 10.

– Просим ребенка положить широкий язык на нижнюю губу. Кладем конфету или шарик сухого завтрака. Задача ребенка удержать конфету под счет до 10.

– Кладём на тарелку шарики сухого завтрака или маленькие круглые конфетки. Просим ребенка губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки.

 

  1. Упражнения с различными продуктами.

– Ребенок кладет широкий язык на нижнюю губу и удерживает на нём тонко порезанный кусочек сыра (можно использовать колбаску, кусочек яблока, мармеладку и т.п.), под счет до 10.

– Предлагаем ребенку поиграть в футбол. Для этого он перекатывает во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, вишню, сухарик, крупную круглую карамельку и т.д.

– Предлагаем ребенку язычком слизать сахар с колечка лимона или апельсина по кругу или любые круглые дольки фруктов.

– Намазываем верхнюю губу сиропом, мёдом или вареньем. Предлагаем малышу широким краем языка облизать губку, выполняя движение сверху вниз.

Желаем удачи!

С уважением, Корнеева Анна Владимировна,
логопед частного детского сада «Карусель»

Анна Владимировна Корнеева
Логопед.

Написать комментарий