Экологические игры. Игры с крышечками.

Тема экологии приобретает всё большую актуальность в современном мире. Мир детства – не исключение. Детские сады участвуют в различных экологических проектах и акциях: «Сдай батарейку – спаси ёжика», «Вторая жизнь ненужным вещам», сбор макулатуры и многих других, которые не только формируют экологическое сознание дошкольников, но и позволяют вести просветительскую работу в семьях воспитанников.

В этом году детский сад «Карусель» участвует в экологическом проекте «Крышечки ДоброТЫ» – сбор пластиковых крышечек. Почему мы остановили свой выбор именно на этом проекте:

– это безопасно и доступно для детей: крышечки не вредны (в отличие от батареек, например), они лёгкие по весу (в отличие от макулатуры), они маленькие по размеру (даже двухлетний малыш может принести крышечку в кармане и с гордостью бросить её в общий контейнер);

– это актуально: мы почти каждый день ходим за покупками, и пластиковые крышечки появляются в каждом доме, то есть сбор становится актуальным ежедневно;

– это не только экологический, но и благотворительный проект – средства, вырученные за сдачу пластмассы, отправляются на благотворительность, например, на лечение детей;

– сбор крышечек легко организовать в любом учреждении – необходимо лишь несколько инструкций и контейнеров;

в сборе крышечек может участвовать вся семья: делать что-то вместе с родителями – очень важно для каждого ребёнка, а если это общее занятие окрашено социальным контекстом, то  значимость такой совместной деятельности для ребёнка удваивается;

– крышечки – это ярко и интересно!

На первый взгляд, игры с крышечками не кажутся увлекательным занятием. Но часто так бывает, что когда нам, взрослым, что-то кажется будничным и заурядным, у детей, напротив, вызывает интерес! Не смотря на то, что крышечки – это «бросовый» материал или даже – «сырьё для переработки», у наших педагогов нет сомнений: пластиковые крышечки обладают бесспорным развивающим потенциалом!

Мы решили показать вам примеры использования крышечек в развивающих целях – всё самое простое и занимательное. Вы с легкостью можете поиграть в такие же игры дома или придумать новые игры – делитесь своими идеями в сообщениях нашей группы Вконтакте: https://vk.com/karuselds

Способы использования пластиковых крышечек

в детском саду и дома

Первое, что приходит в голову, глядя на пластиковые крышечки, – это составление узоров и мозаики. При этом вариаций масса: от самого простого – выкладывать крышечки на заранее распечатанные шаблоны рисунков, до самого сложного – выкладывать рисунки по схеме. Кроме того, можно проявить фантазию и выложить любую картинку без образца. При этом развивается умение действовать по образцу, фантазия, мышление, внимание. Рекомендуемый возраст – от 2 лет.

Если продолжить мысль с мозаикой, придав ей немного дидактики, то можно ребятам постарше предложить выкладывать не только узоры и картинки, но и цифры, буквы и целые слова! С помощью такого приёма закрепляется графический образ цифры, буквы, развивается внимание и пространственное мышление. Рекомендуемый возраст – от 4 лет.

Продолжая мысль с мозаикой, придав ей больше творчества, мы предлагаем делать из крышечек поделки. Самые лучшие поделки получаются, если интегрировать крышечки с рисованием, лепкой или аппликацией. При этом развивается творчество, воображение, мелкая моторика и общая ручная умелость. Рекомендуемый возраст – от 2 лет.

Крышечки могут стать настоящими играми и игрушками: шашки, крестики-нолики, «Чапаев», «Рыбалка» и другие. Также крышечки можно использовать в качестве деталей для самодельных игрушек, например, из коробок: переключатели у телевизора, плиты и так далее. Как сделать настоящую магнитную «Рыбалку» и играть всей семьёй или группой детского сада, смотрите в нашем видео: https://vk.com/video-8207503_456239384

Крышечки – отличные пособия для математики!

1) С помощью крышечек удобно изучать цвета. Напомним, что освоение цвета происходит в 3 этапа: сличение, показывание и называние – все 3 этапа легко реализовать с помощью крышечек.

Для самых маленьких детей (от 1,5 до 2 лет) мы предлагаем 3-4 основных цвета: красный, жёлтый, синий и зелёный. Задания для малышей: разложить на блюдца крышечки (например, красные крышечки на красные блюдца) – показать и дать возможность действовать малышу самому. Это 1 этап, этап сличения (такой же цвет, одинаковый). Но даже для старших дошкольников этап сличения может оказаться полезным, особенно если это сортировка огромного количества крышечек всевозможных оттенков!

Для ребят чуть постарше (от 2 до 3 лет) мы используем те же 4 основных цвета, но задание усложняем: «покажи красную крышечку», «положи жёлтую крышечку в жёлтое ведёрко».

Для младших и средних дошкольников (от 3 до 5 лет) мы можем уже вводить дополнительные цвета (например, оранжевый, белый, коричневый, розовый) и спрашивать: «какого цвета эта крышечка», и усложнять и закреплять 2 этап освоения цвета: «положи жёлтую крышечку на синее блюдце».

2) С помощью крышечек удобно использовать методику кругов Эйлера для освоения цвета, размера. Это развивает логическое мышление, помогает устанавливать связи между предметами и явлениями. Рекомендуемый возраст – от 4 лет.

3) С помощью крышечек легко создавать задания на развитие логического, пространственного мышления и тренировать межполушарное взаимодействие. Рекомендуемый возраст – от 4 лет.

 

Крышечки можно использовать в качестве пособия по грамоте – например, для обозначения гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков – отличное закрепление учебного материала. Рекомендуемый возраст – от 5-6 лет.

Крышечки идеально подойдут для занятий лечебной физкультурой и профилактики плоскостопия: разноцветные дорожки здоровья, сделанные своими руками, порадуют каждого ребёнка, а крышечки как атрибут для захватывания стопой могут вызвать спортивный азарт. Рекомендуемый возраст – от 3 лет.

Крышечки могут служить пособиями для развития мелкой моторики (например, вылавливать крышечки сачком из воды или перекладывать щипцами из общего подноса в другие ёмкости) и использоваться в качестве атрибутов для дыхательной гимнастики (передвигать крышечки с помощью дуновения на другой край стола). Рекомендуемый возраст – от 3 лет.

После такого экскурса в мир пластиковых крышечек, уверена, что у вас больше нет сомнений в их развивающем и развлекающем потенциале, как и у наших воспитателей! Спасибо педагогам детского сада «Карусель» за проявленное творчество и предоставленные фотографии.

Многие выше перечисленные и другие идеи собраны в нашем небольшом видео, которое вы можете посмотреть вместе с детьми: https://www.youtube.com/watch?v=CRgJW5RA_Y0&t=7s

Играйте вместе с нами, играйте лучше нас!

 

С уважением, Белькова Анна Николаевна,

кандидат педагогических наук,

методист частного детского сада «Карусель»

Анна Николаевна Белькова
Методист, кандидат педагогических наук.

Написать комментарий