Мир игр в раннем возрасте

Как известно всем, игра является ведущей деятельностью детей на протяжении всего дошкольного периода. Ее развивающее значение неоценимо и признается большинством педагогов, психологов, нейрофизиологов и других специалистов. Детская игра способствует личному становлению ребенка, а именно самостоятельности, инициативности, ответственности, развивает воображение, фантазию, творческие способности и произвольность (готовность соблюдать разные правила). Играющие дети, психологически более подготовлены к школьному обучению.

К сожалению, в настоящее время проблема детской игры одна из самых важных и обсуждаемых в современном дошкольном образовании. Можно часто услышать от специалистов, что наши дети не умеют играть. И такие выводы не безосновательны. Несмотря на огромное количество окружающих современных игрушек, родители жалуются, что детям скучно, не интересно и привлекают их только гаджеты и просмотр мультфильмов. Это влечет за собой снижение интеллекта, творческих способностей, утрату навыков общения.

Сегодня много обучающих игр (логических, дидактических, математических и т.д.), которые мы взрослые, навязываем детям.

По-настоящему развивающей детская игра становится только тогда, когда она является свободной, самостоятельной и спонтанной деятельностью детей, приносит им эмоциональный подъем, интерес и удовольствие. Такая игра имеет наибольшее развивающее значение. Поэтому важной задачей становится целенаправленное вовлечение детей в настоящую игру! Сделать это можем только мы, взрослые.

Оптимальным периодом для зарождения игры, по мнению психологов, является ранний возраст, начиная уже с 1,5 лет.

Нам взрослым, прежде всего, необходимо для начала осознать важность игры для детского развития, научиться самим играть и сделать в итоге этот процесс двусторонне интересным, как для взрослого, так и для ребенка.

Что же мешает современному взрослому играть?

По мнению Егора Бахотского, медицинского психолога, игротерапевта и создателя уникальной площадки для игры и общения, существует несколько причин, которые мешают взрослым играть, а именно:

  • Взрослым сложно сосредоточиться на текущем моменте. В голове всегда строятся планы на будущее, в том числе на самое ближайшее, а настоящее при этом уходит.
  • Взрослые сконцентрированы часто на себе. Например, в голове возникают подобные вопросы: “Как на меня посмотрят?”, “Как я выгляжу со стороны?”, “Правильно ли я делаю?”.

Получается, что, чтобы взрослому начать играть, надо просто остановиться и перестать думать в данный момент о себе. Стать ребенком, хоть ненадолго. Играть и получать удовольствие!

Как же поспособствовать зарождению настоящей детской игры?

Рассмотрим некоторые из основных условий:

  • Время.

К сожалению, большой проблемой для современных родителей является отсутствие времени для общения. Как же его найти?

На самом деле, можно использовать каждый момент времени. Например, во время купания с самыми маленькими перечислять части тела, играть с водой, придумывать простые игровые ситуации, вспоминать разные песенки. Во время поездки на машине можно обсудить проезжающий мимо транспорт, его цвет, размер, людей, сидящих в нем. Нужно каждый день с ребенком читать, совместно рассматривать, обсуждать, придумывать истории по картинкам, хотя бы по 10-15 минут в день. Со временем детям станет это необходимо. Можно привлекать малышей и к домашним хлопотам (помочь расставить тарелки на стол, разложить ложки, положить хлеб, поправить одеяло, подмести пол, покормить кошку, развесить белье и др.). И обязательно сопровождать речью все, что вы делаете.

Наблюдайте, совместно с ребенком, за действиями других взрослых и детей на улице, в общественных местах, важно обсуждать и комментировать их.

Показывайте ребенку свой интерес к нему в общении и игре, спрашивайте, говорите. Ведь время, проведенное вместе-бесценно!

  • Обогащение жизненного опыта ребенка

Эмоциональное общение, совместные наблюдения за фрагментами жизненных ситуация, эпизодов из жизни взрослых (доступных пониманию малыша), будут способствовать развитию игровых сюжетов.

Вначале малышей знакомят с тем, как играть с игрушками (кормить куклу, укладывать спать, купать, одевать), постепенно расширяя круг действий, игрушек и предметов. Например, покормить куклу можно не только кашей, но и яичком, помидором, напоить компотом и т.д. И при кормлении можно использовать не только тарелку, чашку, ложку, но и мисочки, кастрюльку, сковородку. Можно использовать в игре предметы разной фактуры (шершавые, гладкие, теплые, твердые, холодные и т.д.).

Наводите ребенка на новые идеи и варианты игр. Например, если малыш теребит ухо медвежонку, можно посочувствовать игрушке, у которой заболело ушко и показать, как можно закапать в ушко капельки, пожалеть, успокоить, спеть песенку. Можно разыграть игровой сюжет с персонажами из любимого мультика и тем самым вовлечь ребенка в игру. Главное, ни в коем случае не настаивать, а показывать и предлагать!

Постепенно вводите в игру и предметы-заместители. Например, вместо зеркала использовать ладошку, вместо мыла или хлеба можно использовать кубик, вместо градусника карандаш, вместо ложки тот же карандаш, палочку, а вместо руля – бумажную тарелку, обруч и т.д.

Уже к концу второго года жизни необходимо уделять в игре место воображаемым действиям с отсутствующими предметами. Например, угостить куклу воображаемой конфетой или помешивать еду в пустой кастрюле.

  • Поддержка игровой инициативы ребенка.

Если вы видите, что ребенок самостоятельно играет, поддержите его попытки и обязательно похвалите. Например: “Вот молодец, правильно расставил тарелочки! Дал и куколке, и зайчику, и медвежонку!”, или “Вот молодец, сам придумал!”.

Оказывайте помощь ребенку, но до известных пределов. Дайте возможность совершать самостоятельные открытия, проявлять творческую активность.

  • Игра с другими детьми

Дети в раннем возрасте еще не готовы играть вместе, поэтому их нужно поддержать. Например, дать одинаковые игрушки. Они будут играть, наблюдать друг за другом. Постараться вовлечь их в совместный игровой сюжет (кто-то расставляет тарелки и еду, кто-то чашки и делает чай).

Замечательно, если есть возможность наблюдать за игрой старших детей и даже участвовать в ней!

Уже с самого раннего возраста дети нуждаются в поддержке игры со стороны взрослых, тогда в уже более старшем возрасте они будут способны самостоятельно придумывать увлекательные игровые сюжеты, получать удовольствие от игры, а значит и полноценно развиваться.

В детском саду “Карусель” играют дети всех возрастов и, конечно, взрослые. Мы учимся играть с самой младшей нашей группы, которую посещают малыши от 2 до 3 лет.  Наши педагоги с первых дней посещения, вместе с детьми кормят кукол, укладывают их спать, купают, катают на машинах, в коляске, лечат и делают прически в парикмахерской.

Постепенно дети, уже по собственному побуждению, играют в такие игры не только с куклами, но и с другими игрушками, находящимися в группе (курочка, мишка, зайчик, обезьянка и другие).

Большое удовольствие нашим детям доставляет приготовление еды (суп, салаты, котлеты, пирожные, печенье) из различного материала, например, из кусочков бумаги, ваты, мозаики, фантиков, палочек, деталей от пирамидок, шишек, желудей и др. Дети накрывают на стол, приглашают на угощение игрушечных животных и, конечно, педагогов.

Также увлекательными для детей являются игры со строительными наборами и разными машинками. Из кубиков, кирпичей разного размера, из цилиндров строим дома, арки, дорожки, мостики, заборы, мебель, поезда. Например, поезд развозит зверушек по остановкам, или, спасая зайчика от лисы, строим мостик, чтобы ему перебраться через речку, мастерим домик поросятам, спасая их от волка, строим дорожку, чтобы помочь персонажу добраться до своего домика или дойти в гости.

Для машинок строим гаражи разного размера, где они отдыхают, строим горки, и катаем с них игрушки, машинки. Обязательно все игровые сюжеты педагогами эмоционально обыгрываются, чтобы вызвать интерес и включенность детей в игру.

К любимым играм детей нашей группы относятся игры, где надо превратиться в самолет или птичку и полетать, стать зайчиком или лягушкой и попрыгать, стать деревом и покачаться на ветру, покружиться, как снежинка, стать цветочком, который тянется к солнышку. Такие игры очень важны, так как объединяют детей и формируют ролевое поведение, что служит дальнейшему развитию игры.

Давайте совместными усилиями поможем нашим детям научиться играть с радостью, интересом и увлеченностью!

 

С уважением, Анисимова Анна Владимировна,

воспитатель частного детского сада «Карусель»

Анна Владимировна Анисимова
Воспитатель.

Написать комментарий