Как обойти острые углы. Психологический кризис одного года.

Эксклюзивно для сайта ЧДОУ «Карусель».
Все права защищены. Публикация возможна только с согласия автора.

Мы продолжаем знакомить вас с особенностями психологических кризисов детей. Данная статья посвящена кризису одного года.

Как уже говорилось в предыдущей статье, кризисы необходимы для становления и развития человека, и возникают они тогда, когда у человека появляются новые достижения во всех сферах его жизни: физиологической, психологической, социальной, эмоциональной, нравственной и т.д. Однако, несмотря на новые достижения, способы взаимодействия человека с окружающим миром и людьми остаются на прежнем уровне. Возникает дисбаланс, который и вынуждает человека искать и вырабатывать эти новые способы взаимодействия. Возникает кризис.

Первый год жизни ребенка отличается стремительными темпами созревания физиологических систем организма и психических функций. Разница в созревании новорожденного и годовалого ребенка – колоссальна. В конце первого года жизни ребенок начинает ходить, а значит, — активно осваивать пространство, а это, в свою очередь, способствует тому, что в его поле попадает все больше и больше предметов, с которыми можно манипулировать – развивается интеллект. С другой стороны, взаимодействуя с близкими людьми, прежде всего, с матерью, ребенок уже умеет на них влиять, при этом у него развивается фонетический слух, речевое развитие, появляются черты характера, присущие только ему – развивается общение. Таким образом, наш малыш уже не такой беспомощный, ему хочется большей самостоятельности. Несмотря на колоссальные изменения в развитии, жизненный опыт у годовалого ребенка еще слишком мал, он не понимает, где опасно, а где нет. Родителям, конечно, приходится ограничивать излишнюю активность своего малыша, на что он начинает бурно реагировать, и, таким образом, возникает кризис первого года жизни.

Ученый Э. Эриксон назвал кризис первого года – кризисом доверия к жизни и к своим возможностям. Поэтому от родителя в этот период, с одной стороны, требуется принятие и признание в собственном ребенке новых черт в поведении, уважения его стремления к самостоятельности. Но, с другой стороны, родителю необходимо брать на себя ответственность в установлении правил: где и как будет осуществляться двигательная активность ребенка. Именно это будет формировать у годовалого малыша доверие к своим возможностям и своему окружению.

Какие возникают сложности взаимодействия матери и ребенка в этот период?

Может оказаться, что матери тяжело принять и признать новые возможности своего ребенка из-за боязни потерять контроль над ним. Это часто приводит к недоверию к своим возможностям и чрезмерной зависимости от близких людей у ребенка. Чрезмерное ограничение, вызванное тревогой и страхом родителя, может сформировать ложное убеждение у ребенка, что «моя активность» — это неправильно, «плохо», социально нежелательно, что в дальнейшем может негативно повлиять на проявление его активности в целом. Такое может случиться при объективных причинах, например, когда у ребенка есть ограничения по здоровью, или ребенок может совершить действие, опасное для его жизни и здоровья. Допустим ребенок, в силу осложнений при родовой деятельности развивается с моторной неуклюжестью, часто падает при ходьбе, очень естественно, что его мама будет беспокоиться, когда он будет пытаться ходить и всячески проявлять высокую активность на улице или на детской площадке. Что касается детей с инвалидностью, когда частично или полностью утрачена какая-либо жизненно важная функция, то тревога родителя по отношения к проявлению активности ребенка сильно увеличивается.

Также возможно, что мать будет бояться выставлять границы ребенку, касающиеся его чрезмерной активности, и тем самым «нанести психологическую травму». Такое поведение матери может привести к эмоциональной нестабильности в их отношениях с ребенком. Но оказывается, что ребенок, как это ни парадоксально, будет чувствовать себя более безопасно, если он будет знать, что его кто-то ограничивает. Возможно, он будет сопротивляться, но все же при этом будет признавать, что он защищен, а, значит, у него будет формироваться доверие к миру.

Как же соблюсти баланс принятия и ограничения?

Чтобы избежать формирования у ребенка страха и тревоги при проявлении активности необходимо избегать прямых директивных высказываний: «не беги», «не ходи», «не мешай», «ты сейчас упадешь». Лучше формировать у ребенка положительное отношение к двигательной активности, так как в этом возрасте она лежит в основе познания окружающего мира, но при этом формировать определенные ограничения. Именно в осознанном отношении к своей роли в процессе развития ребенка и заключается ответственность родителя. Если ребенок чрезмерно активный, то постоянные окрики, тревога и эмоциональные всплески родителя свидетельствуют о его собственной недостаточной зрелости. Нередко можно увидеть такую ситуацию: годовалый ребенок вертится и хочет вылезти из коляски, его мама ему выговаривает: «Что ты не сидишь в коляске, нельзя из нее вылезать, вот я тебе!». Получается, что ответственность за проявление активности лежит только на ребенке, а роль родителя сводится только к одергиванию или окрику. Об ответственном отношении к своему ребенку будет свидетельствовать, если родитель окажет принятие и понимание, что в данном возрасте ребенку свойственно чрезмерно двигаться, это естественно его желание вылезти из коляски и пойти познавать окружающий мир. И более правильным будет сказать, что-то на подобии: «Ай, какой у меня активный малыш, как он хочет вылезти из коляски и походить сам ножками! Как мне это нравится! Я тебе разрешаю дойти до этой клумбы, но потом нам надо домой, там тебя ждет вкусный творожок». Как правило, ребенок, получив такое положительное подкрепление, быстрее успокаивается. Если же времени нет (допустим, мама с ребенком в коляске оказалась в этот момент в магазине), то, возможно, малышу более приятным будет услышать обещание, что сейчас он потерпит, а потом обязательно побегает, при этом ребенку что-то дается в руку, что он может повертеть и изучить. В любом случае, именно на родителе лежит ответственность, каким образом обеспечивать необходимую активность ребенка, где это будет происходить, в каких условиях.

Если, ребенок развивается чуть медленнее своих сверстников, или с моторной неуклюжестью, или с дефектом жизненно важной функции, это означает, что первый год жизни может сопровождаться ушибами и ссадинами. В зоне ответственности родителя лежит понимание особенностей развития своего ребенка и предусмотрение для него возможных вариантов оптимально полезной и безопасной двигательной активности. В зоне ответственности ребенка: оказывать доверие и послушание родителю.

Очень часто от родителей можно услышать: «А вот соседский Богдан уже в этом возрасте бегает, а мой все падает и падает, и все углы собирает». Родителей можно понять, но, к сожалению, сравнение своего ребенка с другими сверстниками только мешает малышу установлению тонких механизмов принятия себя и доверия к миру и может привести ребенка к жизненной установке: «Со мной что-то не так». Такая установка приводит в дальнейшем к низкой самооценке и неуверенности. Именно принятие родителями особенностей своего ребенка, понимание его уникальности и индивидуальности даже в самом раннем возрасте поможет человеку в дальнейшем принимать себя, адекватно понимать свои возможности и особенности, сформирует адекватную самооценку, а, значит, поможет установить доверительный отношения с миром и окружающими людьми.

Современному родителю в силу быстро изменяющихся условий жизни часто необходима профессиональная помощь. К примеру, такой профессиональной помощью могут выступить группы «Мама и малыш», которые уже много лет функционируют в частном детском саду «Карусель». Опытные педагоги, помогут маме понять и найти пути для наибольшего раскрытия потенциала собственного ребенка, установить теплые и доверительные отношения с ним, что ляжет в основу его дальнейшего успешного развития.

Руководитель Центра доверия и заботы ЧДОУ «Карусель»,
канд. пс. наук Морозова Нелли Борисовна

Leave Your Reply