Литературное творчество в детском саду, или Словесные мастерские для дошкольников

Уважаемые родители и педагоги! Не задумывались ли вы о том, почему большинство наших детей в школе не любят читать и учить стихи, а уж тем более писать сочинения? Может быть, у них еще не успел развиться литературный вкус? Вспомним слова Ж.Ж. Руссо: «Вопрос не в том, чтобы преподать ребенку науки, нужно лишь зародить в нем вкус, чтобы он полюбил их, и дать ему методы, чтобы он мог изучить, когда вкус этот лучше разовьется».

Прививать детям любовь и вкус к литературному слову, к родному языку следует уже в дошкольном возрасте, а помочь в этом могут словесные мастерские. Что же это  такое?  Это такая форма организации совместной деятельности, в которой используются задания, требующие создания нужной атмосферы, активного общения, совместного творчества педагога и детей, когда «душа, ум и все помыслы педагога направлены на ребенка» (А. Окунев).

Опыт проведения мастерских в течение двух лет показал, что дети способны сочинять увлекательные рассказы и красивые стихи. Мы с детьми выпускали совместные и индивидуальные книжки и газеты в разных жанрах: это были и рассказы, и лирические стихотворения, и оды, и хокку, и шуточные стихи, и басни… Главная задача педагога – создать ситуацию, атмосферу, находясь в которой ребенок сам подберет нужные слова, рифмы, ассоциации. Знакомство детей с новым жанром эффективно осуществлять, используя живопись и музыку, чтобы у детей появился интерес и желание самим создать новое, пусть и небольшое, произведение. Когда дети уверены, что у них получается, они с удовольствием участвуют в мастерских, просят прочитать их стихотворение или рассказ снова и снова. Все работы получаются разные и по мысли, и по стилю, и по оформлению. У детей появляется заинтересованность, повышается самооценка,  развивается литературный вкус, речь.

 

Приведу пример проведения словесной мастерской в подготовительной группе. Надо сказать, что мастерские, в их классическом варианте, рассчитаны на школьников, но опыт работы показал, что можно адаптировать их и для детей дошкольного возраста, выбирая посильные задания, – и результат не заставит себя долго ждать. Итак, педагог выразительно читает детям стихотворение С. Есенина «Береза». На доске – иллюстрации, можно включить лирическую музыку. Затем педагог сообщает детям, что они сами будут сочинять стихотворение, опираясь на прослушанное. Далее следует повторное прочтение стихотворения, перед которым детям дается задание выбрать теплое и холодное слова. Объясняем, что слова выбираем по собственным ощущениям: теплое – согревающее слово, холодное – наоборот. Каждый ребенок называет слова, педагог записывает их на доске. Обсуждаем, оставляем, договариваясь, два слова: одно теплое и одно холодное. (После совместной мастерской желательно с каждым ребенком написать индивидуальное стихотворение со словами, которые выбрал именно он.) Далее вместе работаем с этими словами. Воспитатель делит колонку под каждым словом на три части: в первый столбик записывает определения к слову, во второй – рифмы, в третий – ассоциации (в этих заданиях дети предварительно упражняются и во время занятий по развитию речи, и во время прогулок). Затем договариваемся, выбираем одно слово. Это слово и будет названием нашего стихотворения. Выделяем его. Дети сочиняют стихотворение, опираясь на названные ранее слова, и рисуют иллюстрации. Педагог помогает, записывает детские высказывания, но не навязывает свое мнение – идет за детьми.

Пример записи:

Теплое слово Холодное слово
заря снежинки
яркая моря свет легкие пушинки зима
красивая даря радость нежные слезинки серебро
нежная горят солнце красивые росинки добро
дивная   конь-огонь волшебные   Снежная королева

 

Примеры получившихся стихов (в первой подгруппе выбрали теплое слово, во второй – холодное):

Заря
Яркая, красивая заря,
Будто в небе дивные моря,
Радость и свет нам даря,
По небосклону нежно разлилась,
Как конь-огонь красивый пронеслась.

 

Снежинки
Нежные пушинки,
Зимние росинки,
Снежной королевы
Волшебные слезинки –
Это же снежинки!
Снежинки – зимы серебро,
В Новый год они дарят добро!

И групповые, и индивидуальные стихи оформляются в виде газеты или книжки, их читают дети, родители, педагоги. Такую мастерскую можно провести для детей и их родителей, а родители могут попробовать придумать стихотворение со своим ребенком дома. Успехов вам!

С уважением, Ижикова Ольга Витальевна,
логопед и воспитатель частного детского сада «Карусель»

Ольга Витальевна Ижикова
Логопед.

Написать комментарий