Дети мечтают о свободе, о самостоятельности,
о том, чтобы не зависеть от взрослых.
Если бы мы не забывали об этом с годами,
то и нам, и нашим детям жилось бы гораздо проще.Астрид Линдгрен
Все понимают значимость проявления самостоятельности в поведении ребёнка – это инициативность, свобода выбора, отстаивание своей точки зрения… Чудесные навыки для развития самодостаточной личности. Но… Как же неудобно, когда ребёнок так долго и неаккуратно что-то делает сам! Например, ребёнок хочет сам одеться, но делает это в течение получаса… Или ваш малыш жаждет помыть полы, но после его помощи нужно делать генеральную уборку – вся поверхность залита водой, даже диван промочило… Это самые банальные примеры проявления самостоятельности в неудобном для окружающих виде.
В прошлом отношение к детской самостоятельности было иным: вопроса, стоит ли давать детям возможность проявить свою инициативу, не стояло. На первом плане всегда были интересы родителей, их время, их понимание того, как все должно быть. Знаменитые поговорки «яйца курицу не учат» и «всяк сверчок знай свой шесток» демонстрируют насколько культивировалось зависимое положение детей от окружающих взрослых.
Времена меняются, инициативность, ответственность и самостоятельность в человеке сейчас вызывают восхищение, и эти качества являются гарантами успешности современного человека. Каждому родителю хочется развития таких полезных личностных качеств у своего ребёнка. Однако на пути к этому стоят некоторые препятствия: уже вышеописанное неудобство, а еще подсознательная потребность быть нужным своему чаду. Иногда мешает желание родителей видеть в своих детях совершенство, и поэтому грязь, дырки как результаты самостоятельных экспериментов для них неприемлемы. Что еще? Зависимое положение детей – это возможность для взрослого реализовывать свое представление о родительской роли, о собственной значимости в жизни другого, пусть и ребенка. Из-за этого любые шаги в сторону развития самостоятельности ребёнка вызывают у таких взрослых тревогу…
Ребенок и родитель – это система, где все элементы (и родители, и дети) взаимно друг на друга влияют: подпитывают определенные порывы или, наоборот, вытесняют их при первом появлении. Поэтому развитие самостоятельности у ребёнка, как способности самому ставить свои цели (например, выбирать для себя кружки), самому их достигать (рисовать картину для выставки, писать сочинение) и решать свои трудности своим путем (договариваться с педагогом об отмене занятий или копить карманные деньги на желанный скутер), идет в тесной связи с одобрением и принятием его действий со стороны значимых взрослых.
Какими же основными путями воспитывают самостоятельность? Их несколько.
- Прежде всего, развитие самостоятельности осуществляется через создание ситуаций, когда самостоятельность возможна и по силам для ребёнка. Например, попросить малыша 2-х лет выкинуть фантик в мусорное ведро, ребенка 5 лет попросить оплатить мелкие покупки в магазине в вашем присутствии, 7-летке поручить помыть собаку после прогулки. Так мы демонстрируем ребенку, на что он способен, расширяем спектр его умений, сообщаем о своих ожиданиях. Ведь ребенок ориентирован на взаимодействие со своим значимым взрослым, и поэтому удовлетворение ребёнка от его реакции будет вдохновлять дошкольника и дальше вести себя подобным образом.
- Следующий способ развития самостоятельности – это демонстрация взрослыми того, что самостоятельные выборы и решения престижны и привлекательны для растущей личности. Основным механизмом освоения новых навыков для детей дошкольного возраста является подражание. Поэтому попытки быть как мама, старший брат или папа являются двигателем экспериментов и освоения нового. Например, ребенок всем на завтрак в выходной сделал бутерброды – это становится событием для всей семьи и поводом для внутренней гордости у ребенка. Или другая ситуация: ваш ребенок единственный гуляет один на площадке без сопровождения взрослых и сам себе кажется безумно взрослым (а тот факт, что вы в это время за ним приглядываете в окошко, ничуть не уменьшает его радость).
- И, наконец, такое качество как самостоятельность, проявляется, когда внешние обстоятельства вынуждают к этому. Например, часто домашние дети становятся увереннее в бытовых вопросах, когда отправляются в лагерь и ответственность за соблюдение всех основных навыков гигиены, соблюдения порядка находится в основном в их руках.
Вроде бы очевидные решения. Но идти этим путем непросто. Сколько беспокойства у взрослого перед лицом того, что, например, маленький человечек начинает сам резать ножом или один едет в общественном транспорте и так далее. Как много опасностей таится во всех этих ситуациях, как хочется стоять рядом, подстраховывать, подсказывать и оберегать. Это нормальная родительская потребность обеспечить ребенку безопасность. Однако вы не всегда будете рядом с вашим малышом. И если с раннего возраста маленькими шагами не давать возможность юным личностям самим принимать свои решения, то будут расти мамины-папины дочки-сыночки, неуверенные в себе, зависимые от чужого мнения и неспособные нести ответственность за свою жизнь.
Так что из любви будем стараться верить в возможность наших детей ухаживать за домашними животными и растениями, выполнять семейные обязанности, убираться на своей территории в меру собственных желаний, по собственному желанию распоряжаться карманными деньгами. При этом важно не подкупать детей за акты помощи! Например, в ответ за воскресный завтрак от вашего ребенка, скажите искреннее «Спасибо!», восхититесь его умелостью и выдумкой, а также добрым намерением. В ответ вовсе не обязательно покупать «вкусняшки», игрушки или вести в ресторан. Потому что вы – единая семья, и каждый несет свою долю ответственности за чистоту, порядок, комфорт, благосостояние…
Стоит подчеркнуть, что развивать самостоятельность уместно в любом возрасте. Для младших школьников и подростков важно проявлять самостоятельность не только в принятии решений, но и постепенно учиться нести ответственность за последствия своих решений. Для детей и взрослых людей много идей для принятия решения выходят за пределы рутины: изучать норвежский или писать музыку, сходить в какой-нибудь маленький музей нашего города в одиночестве и не потому, что это полезно и необходимо, а просто потому, что очень хочется! Преодолевая свою лень и пассивность, мы получаем возможность еще больше себя уважать. Таким образом можно быть и остаться примером для подражания и вдохновителем для ваших маленьких и взрослых детей на пути к их собственной самостоятельности.
Давайте проверим, что хорошо бы уметь вашим детям в определенном возрасте делать самостоятельно:
3 года:
- Собирать игрушки и складывать их в корзину.
- Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.
- Самому раздеваться, с небольшой помощью одеваться.
- Отнести тарелки, салфетки и приборы на стол.
- Очистить свое место за столом после приема пищи.
4 года:
- Помогать расстилать и убирать постель.
- Протирать пыль.
- Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт).
- Помогать сервировать стол.
- Помогать убирать в саду, во дворе, на даче.
- Помогать мыть посуду или загружать посудомоечную посуду.
5 лет:
- Расстилать и убирать кровать, помогать убирать квартиру.
- Кормить своего питомца и убирать за ним.
- Самостоятельно завязывать шнурки.
- Самому готовить бутерброды или простой завтрак и убирать за собой.
- Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
- Складывать и убирать чистое белье.
6 лет:
- Пылесосить ковер.
- Поливать цветы и растения.
- Выгуливать домашних животных.
- Выносить мусор.
- Подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.
- Вешать свою одежду в платяной шкаф.
- Чистить овощи.
- Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).
7 лет:
- Мыть собаку или кошку.
- Гладить простые вещи.
- Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.
Получив подобный ориентир, вы можете поразмышлять над этим. Если ваш ребенок все это умеет, значит, ваша семья совместными усилиями старается развивать в своем ребенке или в детях самостоятельность, уважение к интересам семьи, взаимную выручку. А если нет, то стоит попробовать. Это увлекательный процесс! Желаю новых открытий и веры в собственные силы и в возможности вашего ребенка.
С уважением,
психолог частного детского сада «Карусель»,
Герасимова Татьяна Константиновна
Написать комментарий
Вы должны быть авторизованы для написания комментариев.