Как и когда учить читать?

Перед каждым родителем рано или поздно встает вопрос: «Как и когда учить ребенка читать?»  Существует множество методик по обучению чтению детей: звуко-буквенная, методика Николая Зайцева, Глена Домана, Марии Монтессори и др. Много сторонников раннего обучения, и много противоположных  мнений:  не переусердствовать и дать ребенку «дозреть». Разнообразные мнения психологов, логопедов, методистов могут заставить родителей беспокоиться: «Не навредить бы своему ребенку!» Конечно, к каждому ребенку требуется индивидуальный подход. И выбор методики остается за родителями.

Самой распространенной методикой, используемой в большинстве школ (и детских садов), является звуко-буквенная методика обучения чтению, в которой используется аналитико-синтетический подход. В применении данной методики можно выделить следующие этапы овладения навыком чтения:

  1. Ребенок учится различать звуки на слух.
  2. Ребенок учит, какими буквами обозначаются звуки.
  3. Учится читать по слогам.
  4. Учится читать и понимать смысл прочитанного слова.
  5. Читает и учится понимать смысл словосочетания и предложения.
  6. Учится читать текст.

Если вы решили, что данный метод подойдет и вашему ребенку, то необходимо учитывать следующие показатели готовности ребенка к непосредственному процессу обучения:

  1. У ребенка развит фонематический слух. То есть ребенок может назвать первый звук в слове, последний звук, выделить общий звук в нескольких словах, может на слух отгадать слово, произнесенное по частям (по слогам или звукам), может прохлопать слово по слогам.
  2. У ребенка достаточно развита речь. Говорит распространенными предложениями, достаточно большой словарный запас.
  3. У ребенка нет логопедических проблем, которые мешают правильному формированию навыку чтения.
  4. Достаточно развита пространственная ориентация: ребёнок ориентируется, где «право», «лево», «верх», «низ».
  5. Ребенок психологически готов к учебной деятельности. Вызывают интерес книги, любит слушать, когда ему читают.

В нашем детском саду «Карусель», в игровой форме дети получают  прочную базу, необходимую для успешного овладения  чтением и грамотной письменной речью, то есть  проходят подготовительный этап, развивая внимание, память, мышление, фонематический слух, мелкую моторику. К окончанию подготовительной к школе группы воспитанники частного детского сада «Карусель» в зависимости от индивидуальных особенностей проходят 3-6 этапов овладения навыком чтения.

Предлагаем несколько игр, которые помогут родителям дома подготовить ребёнка к успешному освоению чтения.

Игра на развитие слуховой памяти и внимания

Разложить перед ребенком игрушки: барабан, бубен, колокольчик, погремушку, ложку. Послушайте вместе с ребенком, как звучит каждый предмет. Предложите ребенку закрыть глаза или отвернуться. Дайте послушать  один из звуков. Когда ребенок уверенно будет отгадывать предмет, попробуйте предложить два разных звука подряд, затем три и больше. Игра поможет сформировать слуховое внимание и развивать память.

Игры на развитие фонематического слуха и внимания

  1. Разложите картинки перед ребенком и называйте слова. Если ребенок услышит определённый звук, он должен хлопнуть в ладоши «поймать звук». Пусть ребенок сам произнесет заданный звук и сам произносит слова. Начинать нужно с гласных звуков, постепенно переходить к согласным м, н, л, р, ш, с. Звук может находиться в начале, середине, конце слова.

Затем можно предложить выбирать только те слова, в которых звук находится в начале. Затем в середине или в конце.

  1. Ребенок должен найти «лишнее» слово. Например:

дочка – дочка – дочка – точка

крот – крот – крот – кот

дом – дом – том – дом

кот – кот – год –код

  1. Учиться слышать сколько слогов в слове.

Можно отхлопывать, выкладывать палочками, зарисовывать

  1. Учиться слышать сколько слов в предложении.

Выкладывать предложение из кубиков. Одно слово – один кубик. Предлагайте ребенку предложения из 2 – 5 слов.

Переходя к следующему этапу, на котором ребенок знакомится с буквами, хорошо использовать различные графические образы, которые соответствуют самому знаку, а не словам, которые на эту букву начинаются. Каждую новую букву можно представлять ребенку, как нового друга. Это могу быть яркие, красочные образы. Буквы можно выкладывать из различных материалов (фасоль, пуговицы, монетки и т.д.), лепить, раскрашивать. Можно предложить ребенку карточки, кубики, буквы, вырезанные из разных по тактильным ощущениям материалов.

И конечно, занятия с малышами принесут пользу только при некоторых условиях:

– положительного эмоционального настроя,

– если вы вместе получаете огромную радость от самых маленьких успехов, хвалите ребенка, не перегружаете его,

– если занятия непродолжительные по времени, но носят регулярный характер.

Ведь вы формируете не только навык чтения, но закладываете положительную, правильную мотивационную основу в процесс обучения своего ребенка в дальнейшем.

Научить ребенка читать достаточно бегло, понимать прочитанное – это необходимость в современной системе образования. Это даст ребенку уверенность в себе, в своих силах, возможность успешно овладевать школьной программой и находить время для чтения прекрасной детской литературы, не входящей в обязательную программу начальной школы, тем самым расширяя кругозор, обогащая внутренний мир и развивая интеллект ребенка.

Желаю вам успехов в освоении чтения!

 

С уважением, Сергеева Ольга Владимировна,
воспитатель  частного детского  сада «Карусель»

Ольга Владимировна Сергеева
Воспитатель.

Написать комментарий