«Обыкновенное чудо», или как помочь ребенку развить интерес к познанию привычных явлений мира.

Я думаю, многим из нас знакома фраза: «посмотри на мир глазами ребёнка». Действительно, дети умеют видеть, а, главное, искренне восхищаться простыми явлениями, которые нам, взрослым, кажутся обыденными и лишёнными волшебства. Это умение помогает ребятам развиваться творчески, расти морально, становится ценителями прекрасного в природе,  искусстве и других областях жизни.

В детстве можно быть безумно счастливым оттого, что  с восторгом следишь за падающими мыльными пузырями и дуешь на них изо всех сил, чтобы они не коснулись земли, ведь это – маленькие планеты, которые взрывается от соприкосновения с землей… А когда заканчиваются деньги, можно пойти, нарвать листьев и играть дальше… А для строительства дома подходят два стула и одеяло… А среди друзей есть невидимый мальчик… А в какое количество вещей способна перевоплощаться обычная палка…

Этот ряд можно продолжать бесконечно. Видеть в обычных явлениях жизни необыкновенные вещи – способность, которой обладает большинство детей. Их не нужно этому учить, а вот поддерживать и развивать эту способность – необходимо.

Когда ребёнок подрастает, мы, стремясь его максимально развить, зачастую прибегаем к развлекательным формам досуга, в которых инициатива принадлежит взрослому. Но не стоит забывать, что мера – суть вещей, есть и обратная сторона у выходных, проведённых в шумных торговых центрах с высокотехнологичным детским оборудованием, а именно: неумение (а вслед за ним – нежелание) ребёнка развлекаться самостоятельно,  а впоследствии – обычное времяпрепровождение (чтение книг, прогулка по лесу, общение с друзьями, рисование и т.д.) может стать для ребёнка скучным.

«Что же теперь делать, как вернуть инициативу, желание и интерес ребенка к самостоятельной игре? Нужно ли развлекать ребёнка?» – озадачиваются многие родители.

Вот несколько примеров того, как помочь ребенку развить интерес к познанию привычных явлений мира, наблюдательность, инициативность, желание действовать самостоятельно:

– Попробуйте специально «заблудиться» во время обычной прогулки, и пусть ваш ребёнок вспоминает отличительные особенности местности (отлично развивает внимание, логику и смекалку).

– Если выходные проходят дома, и ребёнок ничем не хочет заниматься, а только, таким, по Вашему мнению, бездельем, как наблюдать в окно за машинами, смотреть на дождь, или как чинит машину сосед дядя Коля,  то в таком случае не спешите его «развлечь чем-то полезным», потому что наблюдение и осмысление – ВАЖНЫЙ момент для восприятия мира.

–  Вовлекайте детей в процесс домашних дел, которые для вас – ежедневная  обязанность, а для детей – развлечение. Здесь главное фантазия! Для детей младшего школьного возраста это могут быть сказочные истории,  детям постарше подойдет экспериментирование, например, кулинарные превращения. То, что Вам кажется естественным, для  детей, порой, -необыкновенное чудо!

– Квесты в квартире – отличный вариант для старших дошкольников. Используя записки и Ваши с ребёнком придуманные знаки (снова развивается фантазия), можно весело начать день, например, ребёнок из записки узнаёт, где спрятаны его любимые вещи и т.д.

– Удивительное рядом. Старайтесь чаще выезжать в интересные места за городом, обращайте внимание ребёнка на необычность форм и запахов, которые Вас там окружают, пение птиц, которое не услышишь в городе.

– Превращайте простые вещи в «необыкновенные». Например: с детьми, как правило, гуляют в светлое время суток, попробуйте погулять в темноте, освещая путь фонариками (конечно, не ежедневно); они могут сопровождаться наблюдениями и придумыванием историй.

– Минимизируйте использование ребёнком всевозможных гаджетов, в них очень яркая и насыщенная жизнь героев, а в реальности Ваши маленькие любители спецэффектов будут разочарованы. Именно поэтому полезно разнообразить обычную реальность детей.

Надеемся, что наши маленькие хитрости помогут Вам и Вашим деткам воспринимать жизнь как чудо!

 

С уважением, Тимошенко Инна Михайловна,
воспитатель частного детского сада «Карусель»  

Инна Михайловна Тимошенко
Воспитатель, педагог дополнительного образования.

Написать комментарий