Развитие ребенка в детском саду: бесценный социальный опыт

Мама или детский сад? К счастью, вопрос в такой постановке ушел в прошлое. Очевидно, что семья является первой формой социального взаимодействия для ребенка, именно в семье формируется отношение к себе и к миру, первые навыки самостоятельности, доверие, уверенность. Ребенок растет и его социальный опыт становится богаче: на смену «игре рядом» приходит «игра вместе», начинают проявляться черты индивидуальности, например, стремление к лидерству, ребенок постепенно постигает нюансы и спектр человеческих взаимоотношений во всем их многообразии.

Детский сад является уникальным местом для развития и общественного воспитания детей, изобретенным человечеством относительно недавно – в начале 19 века. И с этих самых пор детский сад является непревзойденным институтом социализации дошкольников, который призван помочь ребенку усвоить социальные нормы, облегчить вхождение в социальный мир.

Итак, уникальность развития ребенка в детском саду состоит в накоплении социального опыта. Действительно, освоить интеллектуальные дисциплины, развить моторику, художественные, музыкальные и иные способности возможно в индивидуальном порядке, а получить и переработать социальный опыт возможно лишь в группе себе подобных.

Какие именно социальные завоевания формируются в группе детского сада и которые трудно воссоздать вне его? Перечислим лишь  основные.

Для этого обратимся к опыту петербургского частного детского сада «Карусель», который имеет 19-летнюю историю.

  • Формирование и развитие адекватной самооценки.

Самооценку в возрасте  до 3 лет нельзя назвать адекватной, т.к. она имеет абсолютный характер – ребенок усваивает то отношение к себе, которое транслируется взрослыми. При поступлении ребенка в детский сад самооценка становится сравнительной – в мире ребенка появляются другие дети, с которыми он  начинает общаться, познает их, а через них – себя (ребенок постоянно сравнивает их с собой, а себя – с ними). Психологи отмечают необходимость своевременных и разнообразных контактов детей со сверстниками для формирования объективного отношения к себе. И, конечно, в формировании адекватной самооценки большую роль играет воспитатель. Его задача состоит не только в том, чтобы профессионально общаться с ребенком, давая обратную связь, но и тактично, терпеливо и умело  реагировать в нестандартных ситуациях.

  • Формирование дисциплины и самостоятельности.

Детский сад – учреждение, в котором режим дня  является основой для организации жизни родителей, сотрудников, воспитанников. Для родителей являются обязательными к исполнению Правила, в которых прописан режим функционирования детского сада, а сотрудники  в рамках своих должностных обязанностей обеспечивают жизнь по часам в соответствии с нормативными документами. А дети? А дети, сами того не замечая,  вписаны в регламентированную по минутам жизнь детского сада. Да, именно по минутам: например, мед.сестра, методисты, строго следят за длительностью занятий для каждой возрастной группы, повара – за своевременным приготовлением пищи, руководители – за неукоснительным выполнением режима дня. Иначе – никак, иначе – отлаженная система детского сада потеряет равновесие и разрушится…

После такой оды режиму дня вернемся к развитию ребенка в детском саду. Какой социальный эффект получают дети, живя по режиму в детском саду? Прежде всего, дисциплина, организованность, самостоятельность. Ребенок привыкает делать ряд вещей неукоснительно, например, мыть руки перед едой, одевать варежки в морозную погоду. Не секрет, что родители порой жалуются: «не заставить переодеться, не уговорить покушать…» И, даже с некоторым сомнением слушают про то, что их ребенок «складывает свои вещи, ставит обувь аккуратно и ест салат из морковки…». Все дело в так называемом социальном интеллекте. Если очень коротко, то социальный интеллект – это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Он включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также умение действовать сообразно ситуации. Социальный интеллект, как понятно из названия, формируется только в социуме – в детском организованном сообществе, каковым является детский сад. И, конечно, навыки социального интеллекта сохраняются и обогащаются в школе и на всех дальнейших этапах развития ребенка.

  • Обогащение способности к взаимодействию с разными людьми.

Говорят, что лучшие психологи – дети. И прежде всего, это справедливо по отношению к самым близким ребенку людям – его родителям и ближайшим родственникам. Дети быстро усваивают, как добиться похвалы папы, как выпросить игрушку у мамы, как пойти гулять со старшим братом. Попадая в группу детского сада, ребенок сталкивается с незнакомыми ранее детьми, с которыми нужно строить отношения. Прежние алгоритмы не работают –  такова природа человеческой индивидуальности. И  ребенок вынужден искать новые формы взаимодействия. Именно в детском саду накапливается опыт проживания непростых ситуаций: «как помириться после ссоры», «что делать, если тебя обижают», «как заинтересовать ребят любимой игрой», «как больше не бояться «хулигана»» и множество других. Случается, что такой опыт взаимодействия является для ребенка травматичным. Однако нужно помнить, что стремление отгородить ребенка от проблем является тормозом его духовного развития. При профессиональном поведении воспитателя дети накапливают бесценный опыт разнообразного человеческого общения, учатся выходить из сложных ситуаций.

Подведем итоги: развитие ребенка в детском саду происходит по многим направлениям. Накопление социального опыта наиболее полно, разнообразно, эффективно происходит именно в группе детского сада.

Елена Валентиновна Верёвкина
Основатель и директор сети детских садов «Карусель». Кандидат психологических наук.

Написать комментарий