Родители, дети, воспитатели: триединый союз

В жизни почти каждого современного ребенка наступает момент, когда он начинает посещать детский сад. Этот период характеризуется множеством новых событий, приобретением новых качеств, и, конечно, опытом принятия и доверия к новым взрослым – воспитателям.

Сегодня воспитатель играет особую роль в жизни ребенка. Современный ребенок, посещающий детский сад, проводит в нем в течение рабочей недели в 3 раза больше активного времени, чем дома. Вот почему так важно выбрать для ребенка достойный детский сад! В  социуме детского сада в сопровождении воспитателя происходит формирование характера, ценностей, базовых потребностей, опыта ребенка.  Многопоколенные семьи ушли в прошлое: совместное проживание двух, а тем более трех поколений – большая редкость! А ведь  когда-то это было традицией русской семьи. Ребенок строил взаимоотношения с родными, значимыми для него людьми-родителями, прародителями, братьями, сестрами, и это являлось благодатной почвой для формирования разнообразного опыта социального взаимодействия, базового доверия к миру.

Недавно проведенное исследование, в котором приняли участие около 20000 петербургских дошкольников, выявило, что современный воспитатель является для детей значимым взрослым, а наиболее важными для них чертами личности  воспитателя являются следующие:

— способность воспитателя устанавливать партнерские взаимоотношения с воспитанниками, «быть ребенком», а, значит, играть, разделять интересы ребенка, быть интересным собеседником;

— наделенность какими-либо уникальными умениями (например, воспитатель умеет и может научить ребенка валянию из шерсти или упражнениям на степе).

Итак, подведем итог: сегодня воспитатели, наряду с родителями, попадают в круг значимых для ребенка взрослых, а это свидетельствует о колоссальной ответственности и влиянии этих людей на воспитание и развитие детей. Родителей, детей, воспитателей можно рассматривать как триединый союз.

Основная идея, которая лежит в основе триединого союза «родители-дети-воспитатели» – идея единства семьи и детского сада в подходах к воспитанию и развитию  ребенка.

Единство взглядов семьи и детского сада – ключ к взаимопониманию. Прислушиваясь друг к другу, совместно размышляя, мы воспитываем гармоничного, целостного, уверенного в себе ребенка.  В реализации этой идеи дошкольному учреждению важно быть открытым.  Открытость – один  из основных принципов  работы петербургского частного детского сада «Карусель»: родители воспитанников имеют возможность получить любую информацию об учреждении, программах, по которым работает детский сад, а также представление о том, какие подходы к воспитанию и обучению приняты в «Карусели». Приведем примеры реализации триединого союза «родители-дети-воспитатели» в частном детском саду «Карусель»:

  • При поступлении ребенка в наш детский сад родителю предлагается заполнить анкету, в которой содержатся вопросы, раскрывающие своеобразие семьи (состав, традиции, методы воспитания, ценности), психофизиологические особенности ребенка, и даже привычки и нюансы характера. Информация о ребенке доносится до воспитателей.
  • Через 1-1,5 месяца после поступления ребенка в частный детский сад «Карусель» проводится встреча руководителя, методиста, психолога с родителями. Цель таких встреч – обсуждение особенностей ребенка, выявление трудностей, а также выработка основных направлений индивидуального маршрута развития с учетом мнения родителей и специалистов. Информация также доносится до воспитателей. В конце учебного года проводится встреча, посвященная подведению итогов.
  • Для реализации триединого союза «родители-дети-воспитатели» большое значение имеет просветительская работа. В «Карусели» существует уникальная традиция – выпуск газеты для родителей. На страницах  этого периодического издания публикуются статьи на актуальные темы воспитания и развития детей, рассказывается о подходах в работе с детьми, результаты наблюдений, проводимых в детском саду и многое другое. Для этой же цели создана библиотека, в которой содержится более 1000 экземпляров книг, в том числе и  для домашнего чтения  родителей.
  • Большое значение для реализации триединого союза «родители-дети-воспитатели» имеет ежедневная качественная обратная связь: воспитатели передают родителям информацию о ребенке по итогам прошедшего дня и о предстоящих событиях. В частном детском саду «Карусель» разработана последовательность и характер передаваемой информации, способы ее передачи.
  • Для погружения родителей в жизнь детского сада в «Карусели» ежегодно проходит неделя открытых дверей. В эти дни родители могут прийти на любое занятие, прогулку и даже пообедать вместе с ребенком. Это способствует большему доверию, открытости во взаимоотношениях семьи и детского сада.
  • В «Карусели» предусмотрено также множество проектов с совместным участием родителей, детей и других членов семьи (это конкурсы семейных поделок, рисунков, фотографий, создание совместных книг, участие в общих танцах, соревнованиях и другие).

Все эти способы направлены на укрепление триединого союза «родители-дети-воспитатели». В процессе взаимодействия с ребенком воспитатели ежедневно получают информацию, обогащающую их представления о ребенке. Родители, будучи тесно включенными в жизнь детского сада, становятся более компетентными в вопросах воспитания и обучения, с большим доверием относятся к детскому саду. А дети? А дети всегда счастливы, когда чувствуют всеобщую заботу, любовь и внимание!!!

Елена Валентиновна Верёвкина
Основатель и директор сети детских садов «Карусель». Кандидат психологических наук.

Написать комментарий