Система работы логопеда в частном детском саду

Первое с чего начинает работу логопед детского сада – проводит диагностику. Существуют различные стандартизированные методики, речевые карты разных авторов, и каждый педагог выбирает наиболее эффективный и удобный для него материал. Диагностика одного ребёнка занимает от 20 до 50 минут и проводится в течение сентября со всеми детьми детского сада. Для ознакомления родителей с результатами диагностики, логопед приглашает их на консультацию. На консультации родители, являясь активными участниками образовательного процесса, делятся с логопедом своими размышлениями и ожиданиями относительно речевого развития ребёнка.

Обсудив с родителями план работы на учебный год, педагог начинает коррекционно-развивающую работу, которая проходит в форме индивидуальных занятий (2-3 раза в неделю по 20 минут) и подгрупповых занятий (не более 8 детей по 15-30 минут в зависимости от возраста). Если логопедическая проблема сложная, есть возможность назначить дополнительные индивидуальные занятия с логопедом на платной основе.

На индивидуальных занятиях логопед учит ребенка правильно выполнять артикуляционную гимнастику (формирует правильный артикуляционный уклад), работает над дыханием, развивает фонематический слух, ставит звуки, автоматизирует их, работает над формированием и развитием навыков языкового анализа и синтеза, связной речи, грамматического строя речи. На подгрупповых занятиях отрабатывается навык выполнения артикуляционной гимнастики, идет работа по всем направлениям (в рамках одной лексической темы).

В дошкольном возрасте важно, чтобы занятия с логопедом проходили в игровой форме, так как, играя, ребёнок способен быстрее и качественнее освоить материал. Применение различных пособий для развития мелкой моторики ускоряют и закрепляют полученный результат.

Давайте подробно рассмотрим все направления работы логопеда:

  • Артикуляционная гимнастика.

Для чего она нужна? Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Комплекс гимнастики разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в него войдут те движения, которые необходимы именно для того звука, который нарушен.  Этот этап является ключевым для всей дальнейшей работы, и именно от него в основном зависит успешная и правильная постановка звука.

  • Работа над правильным дыханием.

Логопед использует комплексы упражнений, нацеленных на выработку направленной воздушной струи. Поскольку наша речь устроена так, что все мы говорим на выдохе, любое нарушение этого принципа неизбежно приводит к тому или иному искажению речи. К тому же русский язык таков, что воздушная струя для произнесения звуков требуется достаточно «жесткая» и направленная. У детей чаще всего работа над речевым дыханием не вызывает никаких сложностей, проблем или противоречий.

  • Фонематическое восприятие.

Прежде чем научиться произносить звук, необходимо научиться его слышать. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, успешного освоения письма и чтения.

  • Постановка звуков.

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для этого необходимо соединить те движения артикуляционных органов, которые основательно отработали на подготовительном этапе, в одно общее движение. Это движение станет базой для звука. Добавив определенную воздушную струю и, если нужно, голос, получается правильный изолированный звук.  Когда можно считать, что звук поставлен? Тогда, когда ребенок легко, без подготовки и, не задумываясь, сможет произнести нужный звук. И сразу переходим к следующему этапу.

  • Автоматизация звуков.

Начинается работа с коротких слогов. Затем добавляются слова, словосочетания и предложения. Последним этапом станет разучивание с ребенком чистоговорок, направленных на отработку данного звука.

  • Языковой анализ и синтез – основа для овладения грамотной письменной речью.

  • Связная речьумение высказывать свои мысли в правильной последовательности, без спешки, не отвлекаясь на сторонние детали, используя при этом живую интонацию. Развитие связной речи будет успешным, если обучение производится целенаправленно. И этот момент считается главным в плане подготовки дошкольника к школе.

Немаловажным компонентом работы логопеда является взаимодействие со специалистами: с психологом, в некоторых случаях – с дефектологом. Консультации с родителями психолог, логопед (иногда и дефектолог) часто проводят совместно – это позволяет максимально объективно оценить развитие ребёнка и на этой основе выработать единый индивидуальный маршрут его дальнейшего развития.

Стоит отметить, что родители ежедневно имеют возможность задать волнующие их вопросы логопеду или при необходимости записаться на дополнительную консультацию.

Результат работы логопеда с каждым ребёнком оценивается в конце учебного года, на повторной диагностике (в мае).

В частном детском саду «Карусель» работают специалисты с большим опытом работы. Вы можете записаться на консультацию, диагностику, занятия к логопеду или дефектологу по телефону: +7(921)9405368

Корнеева Анна Владимировна,
логопед частного детского сада «Карусель»

Leave Your Reply