Раз словечко, два словечко – будет песенка!

«РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО – БУДЕТ ПЕСЕНКА!»

(рекомендации по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста в домашних условиях)

«Говорит, словно песню поёт» – так отзываются о человеке с чёткой дикцией и приятным голосом. Если голос – это, чаще всего, данность, которую достаточно сложно тренировать, но возможно, то хорошая дикция –  это занятия и тренировки.

Общение – один из важных процессов социализации, которому учатся с самого раннего возраста. Первые звуки, слоги и слова маленького человека вызывают смех и улыбку окружающих. Но, если у подрастающего ребёнка возникают сложности в произношении звуков, отдельных слов, это является поводом задуматься над его речевым развитием. Есть упражнения, выполняя которые дома регулярно и самостоятельно, без логопеда, многих опасений по поводу своевременного развития речи можно избежать. Активное познание ребёнком окружающего мира начинается примерно с года. Здесь важной задачей является именно увлечь, заинтересовать малыша в дальнейшем исследовании мира и, как следствие, происходит развитие речи. Для этого существуют несколько рекомендаций, выполняя которые регулярно, не ленясь, очень скоро взрослые получают «малыша-говоруна».

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать (произносить) все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило оречевлять его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Это ложка. У Маши ложка. Маленькая ложка, ложечка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Можно на картинке попросить малыша показать кошку: «Покажи кошку? Где кошечка?» И когда малыш показал кошку (или вы вместе её нашли), спросить: «Как говорит кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», а если малыш не сильно упал, не бегите сразу его поднимать с аханьем и оханьем, а лучше скажите: «Бух, бум». Детей такой подход даже веселит, и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.

Если в возрасте от года до трёх лет перед родителями и другими взрослыми, окружающими малыша, стоит задача заинтересовать в «разговоре», «разговорить», сделать так, чтобы у ребёнка и самого появлялось желание говорить, по-своему описывать окружающий мир, то, у детей 4-5 лет появляется задача закреплять навыки хорошего и правильного произношения, увеличение словарного запаса. Для этого очень хорошо подходят простые, на первый взгляд, упражнения, но от этого не менее эффективные.

Игры для развития фонематического слуха для детей от 4 лет 

  • «Что звучит?»

Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.

  • «Слова-вагончики»

Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и так далее), которые начинаются на определенный звук (для ребят постарше можно усложнить игру – называть слово, которое заканчиваться на определенный звук). Например: для звука «В» — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и так далее.

  • «Маленькие поэты»

Придумывать рифмы к слову (мошка-ложка и т.д.)

  • «Артикуляционная гимнастика»

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

  • «Веселые квакушки»

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

  • «Шаловливый слоненок»

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

  • «Хитрый питон»

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

  • «Быстрая лошадка»

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

  • «Гребешок»

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

  • «Бабушкины ходики»

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

  • «Воздушные шарики»

«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем – обе сразу.

Эти общеразвивающие логопедические рекомендации, конечно, не являются панацеей, если существует какая-то явная проблема, требующая вмешательства специалиста. Но описанные выше упражнения, несомненно, помогут ребёнку улучшить произношение, фонематический слух, послужат расширению словарного запаса. Закрепляйте с ребёнком речевые навыки и помните: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

С уважением, Корнеева Анна Владимировна, логопед частного детского сада «Карусель»

Если у вас есть вопросы, связанные с развитием речи, вы можете позвонить по телефону +7(921)9405368 и записаться на консультацию к логопеду. Рады вам помочь!

Анна Владимировна Корнеева
Логопед.

Написать комментарий