Учим ребенка проигрывать – воспитываем победителя!

Современная жизнь наполнена множеством состязаний, соревнований, конкурсов. И это касается не только взрослых… Как, порой жалко и обидно видеть ребенка, который так старался, и, конечно, проявил свои умения, трудолюбие, волю, но… не победил. Что же делать? Броситься утешать? Обвинять организаторов? Убеждать ребенка, что главное – не победа, а участие? Попытаемся разобраться и понять, как помочь ребенку пережить эту историю, вынести из этой ситуации бесценную информацию, которая поможет в будущем одерживать победы! Как, уча ребенка проигрывать, воспитывать в нем победителя?!

Итак, природа любого конкурса такова, что в нем всегда есть победитель и те, кто сегодня не одержал победы. Представим ситуацию: ребенок очень постарался, но не получил желаемого первого места и очень расстроился. Порой мы, взрослые, так хотим уберечь ребенка от отрицательных эмоций, что готовы на любые ухищрения, лишь бы избавить детей от разочарований. Какие же ошибки могут совершать родители, и каковы их последствия?

  • Предпринять попытку переложить вину за проигрыш на кого-то другого, на обстоятельства.

Если опыт такого реагирования самых значимых для ребенка людей (его родителей) является многократным, накапливается, то у него может сформироваться жизненная позиция, условно названная Эриком Берном, крупным психологом ХХ века: «Я – хороший, они – плохие!» (всего таких позиций, по мнению Берна, 4). Сформированная в детстве жизненная позиция является элементом жизненной стратегии человека, порой неосознаваемой, определяющей базовое поведение в его межличностных отношениях. Из ребенка с такой позицией вырастает взрослый с установками типа: «Мир несправедлив», «Все вокруг виноваты», «Людей надо ставить на место». Эта установка блокирует желание меняться, совершенствоваться и в конечном итоге не даёт возможности самореализоваться.

  • Принять решение больше никогда не участвовать в конкурсах.

Если ситуация видится родителям чрезмерно травматичной, то может быть принято и такое решение. Ключевые слова здесь – «видится родителям». Стоит помнить, что все должно иметь свое завершение – это одно из правил нашей жизни. Принимая такое решение, родители лишают ребенка возможности понять и прожить ситуацию проигрыша до конца. Наша психика устроена таким образом, что способна брать себе в опыт только законченные ситуации, а к незавершенным – вновь возвращаться. Всякая незавершенная ситуация притягивает наше внимание и остается актуальной до тех пор, пока нам не удается ее завершить. Завершенность есть определенность. Неопределенность же нас тревожит, мы ее боимся, вокруг непрожитой до конца ситуации создается избыточная энергия, невротизация. В бытовом языке существует известное всем выражение: «Нет ничего хуже неопределенности». А в психологии это называется «незавершенный гештальт». Чтобы обратить такую ситуацию в определенную, нужно неизменно к ней вернуться, разобраться, прочувствовать.

  • Не придавать значение проигрышу, делать вид, будто ничего не произошло, говорить ребенку в ответ на его расстройство: «Ерунда, не обращай внимание».

Во многом здесь идет речь о выше сказанном – незаконченном гештальте и его последствиях в развитии человека. Но здесь встает еще и вопрос об утрате доверительных отношений с ребенком. Ребенок расстроен, ситуация для него является чрезвычайно значимой, а самые родные и близкие люди заявляют, что это – ерунда или делают вид, что ничего не произошло. Такая реакция родителей может вызывать чувство непонимания и даже отверженности и одиночества у ребенка.

Что же делать, когда самый дорогой, любимый человек на свете – маленький сын или дочь так сильно расстраиваются из-за того, что победа досталась не им, а кому-то другому?

Большинство подходов к разрешению трудных ситуаций, проблем у взрослых и детей едины. Давайте представим, что вы, взрослый человек, чем-то расстроены. Вы ждете от близких людей того, что они будут обвинять кого-то или обстоятельства в сложившейся ситуации? Или вам нужен совет типа «Брось, не обращай внимания»? А, может, месть: «Ну, в следующий раз мы им зададим!» Скорее всего – нет, нет, и опять – нет. Каждый человек на свете нуждается в заботе и внимании. Если ваш близкий разделит с вами печаль, обиду («Очень обидно, как жаль, что это с тобой произошло!»), то возникнет ощущение сопричастности, сопереживания, понимания. А если при этом обнимет, погладит, то, следуя житейской мудрости, «разделенная печаль станет вдвое меньше»… А еще полезно «испить чашу до дна» — выплакаться, выговориться… И только потом, когда эмоции улягутся, можно совместно обсуждать возможный выход из создавшейся ситуации. С ребенком – также! Итак:

  • Прежде всего, помните о том, что ваша реакция должна быть соотносима с реакцией ребенка. Иными словами, если ребенок не отреагировал на отсутствие призового места в конкурсе, не задает вопросов, не нужно навязывать ему свое видение ситуации. Подумайте: не идет ли речь о том, что поражение ребенка задевает ваши собственные чувства?

  • Если ребенок бурно выражает свой гнев, отведите его в сторонку. В любом случае – пожалейте, посочувствуйте, разделите его обиду. Одним словом, успокойте прежде всего. А позже, когда эмоции улягутся, поговорите подробнее. Вспомните еще одну житейскую мудрость: «В бурю на корабль не садятся!» Это же относится к бурным эмоциям, которые сначала нужно привести в состояние штиля, а затем – спокойно разговаривать.

  • Теперь – про разговор с ребенком. Правило все то же: как со взрослым, только на понятном ребенку языке. Разговаривайте спокойно. Скажите ребенку правду о том, что все люди когда-либо проигрывают. Такова жизнь. Не говорите ребенку, что это ужасно. Чтобы воспитывать качества победителя, нужно помогать ребенку осознавать его сильные стороны: какие умения он приобрел, какие качества он проявил (умение довести дело до конца, трудолюбие, старание или что-либо еще). Объясните ребенку, что сегодня он не победил, но другой раз – это произойдет! Пусть ребенок не сомневается – вы в него верите!

Действуя таким образом, вы поможете ребенку не только сохранить, но и преумножить уверенность в себе. Это – одно из базовых качеств личности победителя! В мире все гармонично, нет ничего ненужного! Без поражений нет побед!

Елена Валентиновна Верёвкина
Основатель и директор сети детских садов «Карусель». Кандидат психологических наук.

Написать комментарий