Выбор игрушек для ребенка

Игрушка – постоянный спутник ребёнка на протяжении всего детства. Игрушки не только развлекают, но и развивают. Они закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дают яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и её развитие в целом.

 Выбирая игрушку для ребёнка, можно руководствоваться следующими советами. 

Хо­ро­шая иг­руш­ка по­буж­да­ет ре­бен­ка к раз­мыш­ле­ни­ям, ста­вит пе­ред ним раз­лич­ные иг­ро­вые за­да­чи – это спо­соб­ству­ет раз­ви­тию по­зна­ва­тель­ных про­цес­сов (например, настольные игры, блоки Дьенеша, кубики и другие). Кроме того в иг­руш­ках важ­на по­движ­ность ча­стей, наличие аксессуаров, сменных деталей – это развивает творческие способности детей (например, конструкторы, игровые наборы, бумажные куклы со сменной одеждой и другие). Хорошие игрушки вызывают добрые чувства, формируют у ребёнка вкус (например, популярные зайки Ми, различные мягкие игрушки, альбомы с наклейками коллекции одежды и обуви и другое).

Плохая игрушка – это не просто некрасивый, нефункциональный  предмет – это антиигрушка,  угрожающая здоровью ребёнка, формирующая искаженные ценности в его душе.

Обязанность каждого любящего родителя – оградить ребёнка, его психику от переизбытка культурной и информационной среды, в которой мы все находимся, и с напором которой ребёнок не может справиться самостоятельно. Например, современная индустрия игрушек навязывает культ смерти с помощью игрушечных черепов, скелетов, мумий, которыми с радостью играют мальчики, и кукол-монстров (Монстр-хай), которыми с удовольствием играют девочки. С помощью этих игрушек не только искажаются представления о мире, о красоте, но эмоциональное состояние ребёнка, из-за подобных игрушек, с которыми ребёнок себя бессознательно начинает ассоциировать, происходит искажение ценностей и психики ребёнка.

С появлением компьютерных игр, планшетов в нашей жизни ребёнок часто незаметно погружается в виртуальную жизнь, происходит подмена естественных жизненных смыслов. Рекомендуемое время для дошкольников для компьютерных, планшетных игр – 10-20 минут в день, для просмотров мультфильмов – 20-40 минут в день. Ребёнок дошкольного возраста не должен смотреть мультфильмы, содержание которых родители не знают.

При выборе детской игрушки самое главное ориентироваться на своё мнение, а не на рекламу, популярность или просто каприз ребёнка, который чаще всего, не имея своего чёткого представления, руководствуется в своих желаниях понятиями «это есть у всех» или «я это видел по телевизору». Не бойтесь отказать своему ребёнку в капризе, всегда есть альтернатива выбора (тем более в современной перенасыщенной индустрии игрушек) – задавайте себе вопросы: Нравится ли мне самой (самому) эта игрушка? Какие мысли и чувства она вызывает во мне? Что хорошего, полезного, интересного может она дать моему ребёнку?

Нельзя покупать игрушки:

— не обеспечивающие безопасность ребёнка (токсичность, острые детали, хрупкие материалы и так далее);

— не учитывающие его возрастные особенности (мелкие детали, недоступность цветов, форм, угнетающие психику и так далее);

— вызывающие у него чрезмерную агрессию;

— вызывающие привыкание, зависимость;

— заменяющие или мешающие полноценному общению;

— символизирующие смерть, разрушение;

— искажающие понятия красоты и доброты у ребёнка.

Мы не должны забывать, что формирование эстетического вкуса нашего ребёнка, представлений о красивом и безобразном, правильном и неправильном, хорошем и плохом только в наших руках. И если это не сделает родитель, то за него это сделает кто-то другой.

С уважением, Белькова Анна Николаевна
кандидат педагогических наук,
методист частного детского сада «Карусель»

Анна Николаевна Белькова
Методист, кандидат педагогических наук.

Написать комментарий