Импровизация в детском художественном творчестве. Часть 1

Импровизация – особый вид художественного творчества, при котором сочинение происходит непосредственно в процессе исполнения. Главным признаком импровизации является ее креативность – «порыв вдохновения», «озарение», непредсказуемость.

Оригинальный «Дом» Полины (старшая группа), «Попугай» Толи (старшая группа), «Город солнца» Эли (подготовительная группа) – служат наглядными примерами детской импровизации (рис. 1-3).

Рисование предоставляет ребенку возможность легко выразить то, что

им владеет. Л.С. Выготский отмечал, что ребёнок редко работает над своим замыслом долго, чаще творит его в один приём. Это и есть детская импровизация. Она естественна для ребёнка, так же как и игра, во весь период дошкольного детства.

Импровизация может возникать на занятиях неожиданно. Например, в процессе индивидуальных занятий живописью и рисунком выяснилось, что такая форма работы способствует созданию более ярким и выразительным работам детей, чем основная, не смотря на то, что на неё тратится гораздо большее время. Примеры этому служат детские работы: София «Быки», Ваня «Собака» (старшая группа) – рис. 4, 5.

Смешивание красок на палитре привело к неожиданным названиям новых «цветов». Например, серо-фиолетовый оттенок был назван Тихоном  «цветом выключенного телевизора» (подготовительная группа). Или такой случай детской творческой импровизации: стремясь выразить на листе нестерпимую жару, Паша из старшей группы изображает сразу четыре солнца!

Включение элементов импровизации на занятиях является одним из методов пробуждения воображения в ребёнке. Начиная работу, дети боятся «неправильно» изобразить что-то. Помочь преодолеть этот страх – одна из задач обучения. В процессе импровизации композиции получаются не сложные, но яркие и непринужденные. Ребёнок имеет возможность изобразить предметы не «как правильно», а как «душа требует».

Очень важно показать детям максимальный диапазон средств для выражения своих эмоций на листе. Поэтому дошкольные учреждения всё чаще используют современные методы творческих занятий, а именно: нетрадиционные техники рисования. Об этом в следующей части статьи.

Рисуйте с удовольствием! Не бойтесь импровизаций!

С уважением, Кутузова Елена Олеговна,
педагог-художник частного детского сада «Карусель»

2020-04-09T12:52:16+03:0009/04/2020|Рубрика: Дети в детском саду|
Елена Олеговна Кутузова
Педагог изобразительной деятельности.

Написать комментарий