Формируем культурно-гигиенические навыки в раннем возрасте. Часть 2

А сейчас давайте перенесёмся на 9 месяцев назад, на начало нового учебного года (август-сентябрь) и посмотрим, как же протекает процесс формирования культурно-гигиенических навыков у наших Малышей. Опираясь на свой опыт и знания, я расскажу Вам об особенностях формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста…

Итак, основные условия и особенности успешного формирования культурно-гигиенических навыков это:

1) Рационально организованная обстановка: мебель и оборудование соответствует росту детей и, как следствие, удобно для использования ребенком, места хранения индивидуальных вещей закреплены за каждым ребенком, игрушки имеют удобные и доступные места хранения.

2) Чёткий режим дня, который обеспечивает ежедневное повторение режимных моментов в одно и то же время (сон, прогулка, занятия, прием пищи). Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребёнка к определённому ритму, обеспечивая смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.

3) Формирование культурно-гигиенических навыков – специально организованный воспитательный процесс, который проходит под руководством взрослых через показ, объяснение, пояснение того или иного действия.

Для этого используются наглядные и демонстрационные материалы, разноцветные картинки, постеры. Для лучшего запоминания и с целью сделать процесс освоения навыков увлекательным педагоги используют потешки, стихотворения, пословицы и поговорки. Например: ”Водичка, водичка, умой Андрюше личико“, или “Ква-ква-ква, ква-ква-ква, закатали рукава.”  Похвала, способствующая закреплению действия, используется не только в случае успешного его выполнения, но и в случае проявленного старания, а прием «опережающей похвалы» побуждает ребенка проявить усердие в освоении навыка.

Из игровых приёмов можно назвать дидактическую игру «Оденем куклу на прогулку».

4) Одно из условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков – опора на опыт ребенка. У каждого ребёнка свой уровень воспитанности, степень сформированности культурно-гигиенических навыков, уровень доверия к незнакомому человеку и новой обстановке. Поэтому особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребёнку.

5) Достижение высокой степени доверия между ребенком и сотрудниками «Карусели». Известно, что любой человек (и малыш – не исключение) будет готов слушать и учиться новому только в комфортной и доверительной ситуации. И, чем выше уровень доверия, тем более наблюдаемы педагогические результаты. В связи с этим активное формирование культурно-гигиенических навыков происходит после завершения адаптации малыша к детскому саду.

6) В воспитании культурно-гигиенических навыков у ребёнка очень важна общая заинтересованность и единство требований сотрудников детского сада и родителей. Малышу гораздо легче осваивать новые действия, если требования к ним повторяются многократно в саду и семье.

7) Важна последовательность в обучении культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста:

– сначала нужно научить ребёнка мыть руки, потом – ротик и лицо,

– есть тоже лучше в начале ложкой, лишь потом – вилкой,

– сначала нужно научить ребёнка снимать вещи и аккуратно их складывать, а затем – осваивать правильное одевание.

В процессе формирования культурно-гигиенических навыков большое внимание уделяется личной гигиене ребёнка: его учат пользоваться расчёской, носовыми платками, влажными салфетками.  Детей постарше учат пользоваться салфеткой во время еды, они вытирают руки или рот, а для самых маленьких используется нагрудник, тем самым акцентируя внимание на чистой и аккуратной одежде.

Во время занятий по рисованию, лепке, экспериментированию дети пользуются специальным фартуком, который надевают с удовольствием в предвкушении новых занятий с красками, пластилином, водой, землёй, крупами и т.д.

Осваивая культурно-гигиенические навыки, ребёнок осознаёт самого себя. При одевании и умывании ребёнок рассматривает своё отражение в зеркале, замечает, какие перемены происходят с ним: лицо и руки из грязных превратились в чистые, волосы были растрёпаны, стали красиво причёсаны, ножки обулись в сапожки, ручки в рукавички и т.д. Так ребёнок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, если его ручки ещё не слушаются его в полной мере.

Взрослый терпеливо объясняет, показывает и даёт ребёнку возможность справиться с задачей самому. Как раз в этом возрасте (2-3 года) от малышей всё чаще можно услышать фразу: ”Я САМ!” Ребёнок, конечно, ещё очень мал, и часто у него не получается что-то одеть или застегнуть, некоторые действия даются ему с трудом, но здесь ВАЖНО не помочь ему, делая что-то за него, что бы у ребёнка не сформировалась позиция: “оденьте”, “застегните”, “завяжите”. А грамотно и умело поддержать малыша, подбодрить, и нужными словами «вдохновить его на подвиги». Важно, чтобы ребёнку захотелось самому довести начатое до конца, а не бросить всё на полпути, потому что не получается. А после проделанной работы необходимо похвалить ребёнка за это, тем самым закрепив его успех положительными эмоциями. А так как все малыши обладают склонностью к многократному повторению действий, особенно, если они доставили им радость, то и наш Малыш очень скоро научится и одеваться сам, и обуваться  и много другое.

Для закрепления культурно-гигиенических навыков в семье воспитатели  в конце дня сообщают родителю об успехах  малыша в течение дня (что делали, как ели, чему малыш научился, что у него хорошо получается, и на что следует обратить особое внимание). Важно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его жизни.

 

ДОРОГИЕ НАШИ РОДИТЕЛИ!

1) Хвалите и поощряйте своего ребёнка даже за небольшие достижения, поверьте, ему это очень нужно, и он ждёт похвалу именно от Вас.

2) Если у Вашего малыша что-то не получается с первого и даже со второго раза, не спешите ему на помощь, не крадите у него возможность развить в себе Силу Воли и научиться двигаться к Цели.

3) Если Вы что-то хотите от своего ребёнка, старайтесь использовать игровую ситуацию, т.е. просто обыгрывайте то или иное его действие.

4) Если Ваш малыш проявляет самостоятельность (“Я сам”), не мешайте ему, проявите терпение и не старайтесь ускорить процесс своей помощью, лучше поддержите его стремление к самостоятельности похвалой, поощрением.

5) Не торопите ребёнка, если он выполняет какое-то действие слишком долго, не злитесь на него, помните, что только положительные эмоции, полученные ребёнком в процессе деятельности, закрепляют в нём желание снова и снова выполнять это действие, доводя его до совершенства.

6) Будьте всегда доброжелательно настроены к своему ребёнку и к тем, кто принимает активное участие в воспитании Вашего ребёнка, когда Вас нет рядом с ним. Только совместное воспитание и доверительный контакт между родителями и педагогами дают самые положительные результаты.

Подробнее о том, как происходит формирование культурно-гигиенических навыков детей в частном детском саду «Карусель», Вы сможете ознакомиться в первой части статьи: прочитать

С наилучшими пожеланиями, Мария Николаевна Немирова,
помощник воспитателя частного детского сада «Карусель»

Мария Николаевна Немирова
Помощник воспитателя.

Написать комментарий