Что такое адаптация, или как родители могут помочь малышу привыкнуть к детскому саду

Что такое адаптация к детскому саду? Мы хотим отдать своего ребенка в детский сад, но беспокоимся, сможет ли он к нему привыкнуть.

Адаптация – это процесс привыкания человека к новой для него жизненной ситуации: к новым людям, новой обстановке, новому климату, новому часовому поясу и т.д. Чем меньше возраст у человека, тем больше ему требуется времени для привыкания к новому. Детский сад – это новая жизненная ситуация для маленького ребенка. Со многим он сталкивается впервые: это и новые правила поведения, и незнакомые взрослые люди (педагоги), непривычная ситуация занятий, разнообразный детский коллектив, а самое главное это отрыв на время от семьи, от привычной любимой мамы. Ко всему этому ребенку нужно привыкнуть. Адаптация к детскому саду у детей проходит по разному, это зависит от их индивидуальных особенностей. Один дети быстро привыкают к новой для них ситуации, другие дольше, одни дети переживают очень болезненно отрыв от мамы, другим сложнее привыкнуть к новым правилам поведения, кому-то сложно встроиться в новый  режим дня, а кто-то не сразу понимает, как вести себя на занятии. Именно поэтому в детском саду очень большое значение придается особенностям пребывания детей в первые месяцы. Испытывая трудности адаптации, дети могут плакать, отказываться от еды, бурно реагировать на просьбы педагога, или, наоборот,  замыкаться в себе, отказываться от общения. Со временем дети привыкают к новой для них жизни в детскому саду, и трудности адаптации постепенно исчезают.

Меня беспокоит, что мой ребенок испытывает трудности адаптации к детскому саду, как я могу ему помочь?

Возможно, наш ответ покажется Вам неожиданным, но самое главное, что может помочь Вашему ребенку в адаптации – это Ваша уверенность в том, что Вы правильно поступили, отдав своего ребенка в детский сад. Именно неуверенность родителя, сформированный у него ложный комплекс вины часто мешает ребенку успешно адаптироваться к детскому саду. Иногда приходится видеть родителей, которые, наблюдая слезы расставания на глазах у своего ребенка, начинают брать его на руки, прижимать к себе, отворачивая его при этом от воспитателя. Такими своими (вполне объяснимыми) действиями, родитель показывает, что он тоже очень переживает, испытывает неуверенность в правильности своего решения, усугубляя таким образом, и так нелегкое психоэмоциональное состояние ребенка в период адаптации.  Если же родитель своими словами и действиями показывает свою уверенность в том, что в детском саду ребенку будет хорошо, он, таким образом, снимает напряжение и тревогу у своего ребенка, и адаптация проходит более успешно.

А как еще я могу помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, прошел месяц, а он до сих пор плачет при расставании?

Адаптация – это индивидуальный процесс. Одни дети проходят его в короткий срок, а у других это процесс затягивается на месяцы.  Педагоги и психолог должны быть предельно внимательны к ребенку, длительно испытывающему трудности адаптации к детскому саду. Существует много психолого-педагогических приемов, которые помогают ребенку переживать отрыв от дома, снижают тревогу по поводу отсутствия мамы, способствуют привыканию к правилам и режиму детского сада. Родитель может помочь, как своим доверием коллективу детского сада, так и освоить небольшие приемы.

  • Режим дня на выходных днях должен соответствовать детскому саду.
  • Родитель хвалит ребенка за успехи, сделанные им в детском саду.
  • Родитель интересуется подробностями пребывания ребенка в детском саду и положительно реагирует.
  • Утром родитель напоминает ребенку, что в детском саду его ждут ребята, воспитатели (можно перечислить поименно), а также игрушки, рыбки, и т.д.
  • По дороге в детский сад можно расспрашивать ребенка, что он будет делать в детском саду или самому об этом рассказывать.

Если ребенок маленький, и не умеет хорошо еще говорить, родитель сам рассказывает ребенку, что он делал в детском саду (выяснив, предварительно, это у педагога). При этом комментарии должны быть положительными. Например: «Сегодня тебя похвалили, ты слушался Ольгу Викторовну, красиво слепил бабочку, играл с ребятками. Ты у меня такой большой умница, я очень рада, что ты уже такой самостоятельный».

Постепенно ребенок, поймет, что маме очень приятно, что он ходит в детский сад, он будет стараться радовать маму своими успехами и при этом сам уже привыкнет к детскому саду.

Мой ребенок по утрам плачет, не хочет идти в детский сад, мне приходится вести его силой. В такой ситуации я ощущаю себя мучителем. Как мне быть?

Плач – это естественная реакция ребенка на неизвестную ситуацию. Взрослые люди в незнакомых для них обстоятельствах опираются на свой жизненный опыт, социальный интеллект, навыки общения. У ребенка все это находится только в стадии зарождения, опираться в новой ситуации ему не на что, поэтому он использует доступную ему реакцию – сигнализирует плачем о своем страхе, дискомфорте и просто нежелании. При этом следует помнить, что многие дети, уже начиная с двухлетнего возраста, часто используют плач, как способ манипуляции родительским поведением, а родители, порой, даже не подозревают, что их малыш уже давно использует этот прием в своих личных целях.  Поэтому родителю нужно научиться отличать, в каких случаях ребенок плачет по «уважительной» причине, а в каких случаях капризничает, пытается настоять на своем.

Что касается адаптации к детскому саду, то, прежде всего, нужно выяснить, нет ли объективных причин для таких действий ребенка. Такими причинами могут быть неправильные действия воспитателя, наличие в группе детей со сложным поведением, низкие адаптивные возможности самого ребенка и др. Если таких объективных причин нет, то родитель может не бояться быть несколько твердым в своем решении водить ребенка в детский сад. Даже в глазах собственного ребенка он не выглядит мучителем, если каждое утро настаивает на посещении детского сада. Просто, таким образом, малыш высказывает свой протест. Наш опыт работы  показывает, что даже дети с низкими адаптивными возможностями успешно адаптируются к детскому саду, если родитель помогает своему ребенку, настраивает его на положительное отношение к детскому саду, радуется его успехам в детском саду.

Как понять, какие адаптивные возможности у моего ребенка? Каких детей называют «недетсадовскими»?

Обычно, родители детей с низкими адаптивными возможностями знают о такой особенности своего ребенка, начиная с самого раннего возраста. Такой ребенок бурно реагирует на любое изменение привычной ситуации. Как правило, такому ребенку сложно оставаться без мамы даже с хорошо знакомым взрослым, поэтому и адаптация к детскому саду проходит тяжело и длительно. Если же у ребенка с рождения не наблюдалось реакций бурного реагирования на изменение привычной ситуации, а такая реакция появилась только на начало посещения детского сада, то родителю не нужно переживать, скоро малыш привыкнет к новым для него условиям и протестные реакции прекратятся. «Недетсадовские» дети встречаются крайне редко, это дети, как правило, испытывающие сложные психологические проблемы. Если правильно подобрать дошкольное учреждение и образовательную программу для ребенка, то, как правило, даже дети с низкими адаптивными возможностями успешно адаптируются к детскому саду. Например, есть дети, которым лучше начинать с развивающих занятий, проводимых два-три раза в неделю. Привыкнув расставаться с мамой на три часа, при условии интересной и разнообразной  образовательной программы и квалифицированных педагогов, ребенок в скором времени сможет оставаться и на более длительное время в дошкольном учреждении.

Я стала замечать, что протестная реакция на посещение детского сада у моего ребенка появляется лишь в присутствии меня? С чем это связано?

Это связано с тем, что мама более эмоционально настроена на своего малыша и поэтому более податлива на его дискомфортное эмоциональное состояние. Но, бывает  так, что  протестная реакция на посещения детского связана с тем, что у мамы с ребенком сформировалась тесная эмоциональная связь. С рождением ребенка такая связь просто необходима, доказано, что новорожденный младенец лучше развивается, если рядом с ним находится любящая мама. По мере взросления ребенка, роль эмоциональной связи матери и ребенка не уменьшается, но претерпевает качественное изменение. Ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь, и теперь мама для  него становиться самым главным помощником в освоении нового мира. Но маме, нежно любящей своего ребенка, часто сложно перестроиться, ее малыш подрос, а ей все кажется, что он еще маленький и остро в ней нуждается. Нам приходилось очень часто наблюдать реакцию удивления родителей, что их двухлетний малыш не только спокойно остается в детском саду, но даже успешно занимается и общается со сверстниками, и, самое удивительное, самостоятельно кушает и пользуется туалетом. Ребенок чувствует привычный эмоциональный настрой мамы и в ее присутствии ведет себя на том возрастном уровне, на котором она его воспринимает. Приходя в детский сад, ребенок понимает, что здесь его воспринимают взрослее, чем мама, ему трудно перестроиться, и он тянется к маме, как к более привычной и понятной. Если маме тяжело начать общаться с ребенком на более высоком возрастном уровне, то в таком случае необходима помощь родных и близких людей, принимающих участие в воспитании ребенка. В данном случае лучше всего, если в первые две недели в детский сад ребенка будут приводить папа или бабушка (няня, тетя и др.), менее подверженные влиянию эмоциональных реакций ребенка.

Я стараюсь учитывать желание ребенка уже с малых лет. Мне бы хотелось, чтобы посещение детского сада было бы его осознанным выбором, но пока мне не удается с ним договориться, вечером он говорит, что все понимает и пойдет в детский сад, а утром закатывает истерики. Как быть в такой ситуации?

Учитывать желание ребенка – это правильный подход в его воспитании. Но делать это следует в соответствии с возрастом ребенка. Мышление маленького ребенка конкретное, он опирается на собственные эмоциональные переживания, жизненный опыт еще  очень мал. Ребенок хочет находиться как можно больше в семье, рядом с любимыми родителями, в силу его возраста ему сложно понять взрослые проблемы. Родитель часто испытывает комплекс вины, отдавая ребенка в детский сад, ему кажется, что он избавляется от ребенка на время, бросает его на чужих людей. Испытывая этот комплекс вины, родитель пытается переложить долю ответственности на своего ребенка (в психологии данный феномен называется «разделенной ответственностью»), а ребенок в силу своего возраста просто не может понести эту ответственность. В результате, он испытывает большие затруднения в адаптации к детскому саду, испытывая неуверенность и тревогу. Если же родитель берет всю ответственность за посещение ребенком детского сада на себя, то ребенок, как бы это ни показалось странным, становится более уверенным, и его адаптация проходит более успешно.

В детском саду мне сказали сократить время утреннего расставания с ребенком до минимума, а мне так хочется его обнять и поцеловать на прощание. Как правильно расставаться с ребенком в детском саду?

Очевидно, что большинство родителей очень сильно любят своего ребенка и не хотят с ним расставаться даже на короткое время. Ребенок тоже этого не хочет. Весь период от утреннего пробуждения до переодевания в раздевалке дошкольного учреждения ребенок настраивается на новый день в детском саду. Он мысленно уже попрощался с родителями и его мысли устремлены на распорядок дня детского сада. Поэтому длительное расставание с родителями сбивает настрой маленького ребенка, заставляет его на время перестроиться обратно на семейные отношения. Ребенок при длительном эмоциональном расставании с родителем может расстроиться, и, таким образом, надолго выбыть из распорядка дня детского сада. Именно поэтому утреннее прощание должно быть теплым, но коротким, с обязательным пожеланием ребенку удачного дня.

Когда ребенку лучше всего начать оставаться на дневной сон в детском саду? Наша двухлетняя дочка посещает детский сад уже неделю, мы ее забираем сразу после обеда, ей все нравиться, утром она с удовольствием идет в детский сад.

Психологи советуют не торопиться оставлять ребенка на дневной сон, особенно если, он посещает детский сад первый год. Нами было не раз замечено, что дети, родители которых настаивали на их дневном сне с первых дней, через две недели категорически отказывались идти с утра в детский сад, и процесс адаптации им приходилось проходить заново. Малышу нужно привыкнуть к новой обстановке, новым людям, новым правилам. Для ребенка это труд, который часто со стороны бывает не всегда заметен. Многие дети, даже приходя после развивающих занятий, могут показать признаки усталости, а что говорить о детском саде, где помимо занятий есть много режимных моментов (завтрак, прогулка, обед), ко всему этому нужно привыкнуть. Спустя две недели можно попробовать оставить ребенка на дневной сон, при этом заранее его к этому подготовив. Лучше, если это совпадет с каким-нибудь ярким событием в детском саду во второй половине дня (приезд театра, празднованием дня рождения). Ребенку с утра можно предложить выбрать пижаму, рассказать, как много интересного его ждет после сна.. Накануне воспитатели должны показать ребенку кроватку, на которой он будет спать. Лучше всего забрать ребенка сразу после сна (можно полдника) или после ожидаемого события. Обязательно нужно ребенка похвалить.

Я не знаю, как быть. Моему ребенку нравиться ходить в детский сад, но когда я его привожу домой, он плачет, капризничает, мне долго приходится его успокаивать. С чем связано такое поведение моего ребенка?

Это связано с тем, что Ваш ребенок просто устает в детском саду. В течение дня дети переживают много событий, получают много впечатлений, знаний, умений и навыков, все это требует большого психического и физического напряжения. Придя домой, ребенок расслабляется, ему требуется восстановить силы, потраченные в детском саду, но поскольку он еще не владеет навыками расслабления, доступными взрослому человеку, он сигнализирует о своей усталость доступным ему способом – плачем. В данной ситуации необходимо выяснить не является ли образовательная программа сильно перегруженной. Если на Ваш взгляд Ваш ребенок пока с ней не справляется, то можно поговорить с воспитателем о сокращении на время нагрузки для Вашего ребенка.  Если дело не в нагрузке, то, скорое всего, Вашему ребенку требуется Ваше внимание, которого ему не доставало в течение всего дня, обнимите его, поиграйте во что-нибудь интересное. Пройдет время, и такие реакции будут появляться все реже и реже.

Мой ребенок часто болеет и  после каждой болезни для него адаптация к детскому саду начинается заново. Может, нам лучше вообще не посещать детский сад?

Следует помнить, что часто болеющие дети не только физически, но и психически утомляемые. Распорядок в детском саду для них тяжелый труд, с которым справиться в полном объеме им часто не хватает сил. Но посещать детский сад все-таки необходимо, просто лучше снизить нагрузку для ослабленного ребенка. Для часто болеющих детей начинать посещение детского сада лучше с неполного дня. На первых порах достаточно, если ребенок немного поиграет с другими детьми и посетит занятия в первой половине дня. В дальнейшем можно добавить завтрак, прогулку и обед. На полный день переводить часто болеющего ребенка лучше постепенно, пристально следя за его физическим здоровьем и психическим состоянием.

Мой ребенок ходит в детский сад уже полгода, но каждый день наше утро начинается со скандала. Воспитатели тоже отмечают, что сын первую половину дня расстроен, на занятиях не хочет заниматься, с другими детьми не играет. Как быть?

Скорее всего, у Вашего ребенка затянувшаяся адаптация. В таком случае необходима консультация психолога, который должен выяснить причину такого устойчивого нежелания ребенка посещать детский сад.

Наш двухлетний сын с удовольствием посещал развивающие занятия в детском саду,  адаптация прошла успешно. В середине года мы перевели его на полный день (в другую группу, с другими воспитателями), и столкнулись с тем, что сынишка стал капризничать по утрам, сообщать о своем нежелании идти в детский сад? С чем может быть связано такая смена отношения к детскому саду у нашего ребенка?

Такая резкая смена отношения к детскому саду у ребенка, причем, довольно маленького по возрасту, связана с тем, что ему резко пришлось поменять привычную для него обстановку на новую и незнакомую. Он скучает по любимым воспитателям, друзьям в группе, все в новой группе кажется ему неизвестным. Ему приходится адаптироваться к детскому саду заново. При этом следует учитывать, что распорядок полного дня детского сада более насыщенный, чем развивающих занятий. Через некоторое время Ваш сын привыкнет к новой группе, новым воспитателям и будет также радостно, как и прежде, идти в детский сад.

Моя трехлетняя дочка хорошо адаптировалась к детскому саду, но иногда капризничает по утрам, я решила устраивать для нее «выходной день» от детского сада в середине недели. Правильно ли это?

Такой «выходной день» бывает необходим, если ребенок ослаблен после болезни или приехали родственники из другого города. Но необходимо соблюсти обязательное правило, пропускать детский сад не нужно по требованию ребенка, иначе в следующий раз родителю  будет сложнее вести ребенка в детский сад, а ребенок поймет, что может манипулировать поведением родителя.

Мы хотим отдать нашего двухлетнего ребенка в детский сад, но не знаем, какая программа для такого малыша будет оптимальной.

Для детей двухлетнего возраста существуют следующие образовательный программы: детский сад полного дня, неполный день (пребывание в детском саду до дневного сна), короткие развивающие программы (1,5-2,5 часа два-три раза в неделю).  Какая программа подойдет Вашему ребенку, зависит от многих факторов:

— есть ли опыт у ребенка посещения развивающих занятий до двух лет;

— не боится ли ребенок оставаться  со знакомым взрослым несколько часов без родителей;

— не боится ли ребенок других детей;

— может ли ребенок заниматься совместной деятельностью со взрослым 10-15 минут.

Но самое главное родителю определиться с целью посещения ребенком той или иной образовательной программы. Если родителю необходимо выйти на работу, то, конечно, выбор падает на детский сад полного дня. Если родитель же ставит цель просто образовывать ребенка, то оптимальным выбором будет детский сад неполного дня или короткие развивающие программы. Обычно, группы неполного дня и короткие развивающие программы включают в себя разнообразную деятельность (музыкальные занятия, хореография, изобразительная деятельность, сенсорное развитие, развитие речи и т.д.), этого достаточно  для развития ребенка в двухлетнем возрасте. Наш 16- опыт работы показывает, что для детей 2-х лет самой оптимальной образовательной программой выступает группы неполного дня от 3 до5  раз в неделю. Маленький ребенок еще зависим от родителей, особенно от мамы, поэтому каждодневное пребывание в детском саду, даже на неполный день, может привести к тому, что он испытывать тревогу за их отсутствие.

Татьяна Константиновна Герасимова
Психолог, ведущий специалист Психологического центра доверия и заботы, семейный консультант, автор и ведущая многочисленных тренингов.

Написать комментарий