Как помочь ребенку заговорить?

Почти каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка с самого рождения все получалось, желательно, быстро и легко. Малыш растет, и вы очень ждете, когда он начнет держать голову, когда перевернется, поползет, сделает свои первые шаги, а потом и вовсе побежит, скажет первое слово, заговорит. И эти маленькие победы-достижения очень значимы для каждой семьи!

Каждый ребенок – индивидуален. В раннем возрасте индивидуальность темпов развития особенно заметна. Например, кто-то начинает говорить в год, а кто-то до трех лет молчит. Подобные «задержки» часто огорчают родителей, хотя и являются нормой. Хотя равнодушно относиться к таким проявлениям индивидуальности не стоит, надеясь, что все сложится само собой, и малыш сам заговорит, когда придет время. Помогайте ему!

Большинство родителей дают эту помощь, сами того не подозревая. Как? Очень просто! С самого рождения, когда мама или папа начинает разговаривать с малышом, он откликается – сначала могут быть движения, потом – «агукания». И чем вы чаще и выразительнее разговариваете с ребенком, тем сильнее и разнообразнее отклик – вы заметите, как быстро появляются новые звуки.

Малыш растёт, и общение становится более длительным и разнообразным – рассказывайте о том, что окружает ребенка: называйте предметы, эмоции, членов семьи («папа пришёл, папа», «лампа, да, это лампа», «баба улыбается, бабушка, баба» и так даже). Полезный приём – проговаривать все свои действия и действия ребенка: «мама варит супчик, вкусный супчик, Ваня будет есть супчик, ням-ням», «Ваня уронил машинку – бах! Да, машинка бах, упала!».

Как еще помочь ребенку развивать свою речь?

Как мы уже сказали выше, важнейшую роль в развитии речь малыша играет общение с мамой, с родными людьми. Чаще разговаривайте, больше читайте книг, слушайте вместе песенки, и вы непременно увидите результаты!

Но также развитие речи зависит от развития моторики. С каждым месяцем у ребенка появляется все больший интерес к предметам, окружающим его. Он пытается попробовать все на вкус, дотянуться, дотронуться, сжать предмет. В этом малышу помогают его ручки, пальчики. Именно с помощь них происходит познавание мира, свойств предметов, и какие действия с ними можно совершать.

Мелкую моторику можно развивать разными способами, например, пальчиковые игры, лепка, рисование, игры с мелкими предметами и другое.

В «Карусели» большое внимание уделяется развитию мелкой моторики у малышей. Особую роль в развитии мелкой моторики играет пальчиковая гимнастика. Все детки очень любят играть со своими пальчиками, а когда игра еще сопровождается интересным, веселым четверостишьем с запоминающимися повторяющимися движениями, то это становится настоящим развлечением. В пальчиковых играх дети получают эмоции, впечатления, развивают внимание и сосредоточенность. Одни из любимых пальчиковых гимнастик в нашем детском саду у самых маленьких про «тесто» и про «ножки».

«Тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем!
(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем — одновременно на двух руках или поочередно)
Пирогов мы напечем!

Я пеку, пеку, пеку,

(делаем движения, как будто лепим снежки)

Деткам всем по пирожку

(и угощаем друг друга). 

 

  «Ножки»

Маленькие ножки бегут по дорожке,

(быстрыми лёгкими движениями – пальчиками по ладошке другой руки)

Большие ноги идут по дороге.

(медленными сильными движениями – пальчиками по ладошке другой руки)

 

Детки постарше любят пальчиковые игры про «Солнышко» и про «Цветочки»:

«Солнышко»

Вышло солнце из-за тучи,

Руки поднимаем вверх, пальцы растопыриваем в разные стороны.

Смотрит в нашу комнату.

Ладонью правой руки делаем «Козырек» (приставляем ко лбу).

Все захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку.

Хлопаем в ладоши.

 

«Цветочки»

Как в лесу на кочке

Расцвели цветочки.

Поочередно выпускают пальчики из кулачков – обе ручки.

Цветики, цветики,

Цветики, цветочки.

Делают «фонарики» – вращение кистями обоих рук.

С ветерком шептались

Трут ладошки.

Солнцу улыбнулись!

Кивают головками.

 

Также для наших воспитанников мы используем другие способы развития мелкой моторики:

– игры с крупами и различными природными материалами;

– различные сортировки мелких предметов (в том числе и специальными инструментами, например, щипчиками, сачками);

– игры с песком, с водой;

– гимнастики с использованием массажных шариков и ковриков;

– разучивание стихов, потешек, песенок, считалочек и многое другое.

Играйте во все, что знаете и умеете сами, сопровождая игры речью. И просто будьте рядом со своим малышом – ведь ничто не заменит ласку, заботу и Вашу любовь!

 

С уважением, Балюк Олеся Владимировна,

воспитатель частного детского сада «Карусель»

Олеся Владимировна Балюк
Воспитатель.

Написать комментарий