Работа психолога в детском саду

Пока учишься, представляешь работу с детьми, родителями достаточно абстрактно, часто идеалистично. Ты учишься проведению диагностических процедур, пишешь конспекты идеальных занятий, изучаешь различные концепции развития детской психики. И вот в один прекрасный день перед тобой настоящие дети. А дети такие разные, удивительные, трепетные, эгоцентричные и энергичные. Они хотят играть, хотят нравиться, хотят домой к маме. А ты психолог, у тебя множество целей и задач. Так что же в реальности делаю я, детский психолог частного детского сада «Карусель»?

Учебный год начинается со знакомства с новыми детьми и ребятами, которые уже ходили в детский сад. Однако несколько месяцев лета меняют малышей невероятно. И я приступаю к психологической диагностике.

Цель диагностики – определение уровня развития различных психических процессов у человека, то есть получение объективной картины состояния человека. Для детей используют особые детские тесты. Можно попросить ребёнка что-то нарисовать, ответить на вопросы, рассказать, поиграть – с помощью всех этих действий происходит сбор данных. Психодиагностических методик существует множество, я предпочитаю информативные и не занимающие много времени (иначе ребенок устает, и информация оказывается искаженной).

Следующий этап – консультирование. На данном этапе проводится обобщение результатов диагностики всех специалистов и воспитателей, взаимодействующих с ребёнком. Мы обмениваемся данными диагностики, своими размышлениями об индивидуальных особенностях ребёнка и направлениях его развития. В центре внимания при подобном обсуждении находятся интересы ребёнка, его трудности, ресурсы, перспективы и оптимальный маршрут развития и коррекции (при необходимости). На данном этапе важно сформировать альянс с родителями. Только при их поддержке и активном участии возможно гармоничное развитие ребёнка в детском саду.

В частном детском саду «Карусель» в начале года традиционно происходит встреча с родителями, на которой психолог и логопед рассказывают о результатах диагностики, родители делятся своими наблюдениями и размышлениями относительно особенностей ребёнка. В результате такой встречи выстраивается индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка.

В течение года, по запросу родителей или по ситуации развития ребёнка, возможны дополнительные консультации.

Несколько слов о семейном консультировании. Каждый малыш является частью семейной ситуации, и соответственно, все изменения внутри семьи отражаются ребёнком во внешний мир. Поэтому часто для решения проблемы, возникшей у младшего члена семьи, достаточно скорректировать семейную ситуацию. Консультируя родителей, психолог помогает им увидеть себя и ситуацию со стороны, осознать происходящие процессы и их последствия, сделать выводы и принять новые решения. На консультации родителей не будут осуждать, критиковать, упрекать, здесь есть возможность посмотреть со стороны на проблемный сценарий развития, получить данные диагностики и рекомендации.

Хочу обратить внимание, что некоторые данные диагностики стоит уточнять у родителей. Например, некоторые фразы по тесту незаконченных предложений могут казаться странными, а при уточнении окажется, что просто в предыдущий день произошло что-то особенное, и ребёнок говорил об уникальном стечении обстоятельств.

Развивающая и коррекционно-восстановительная работа. В течение года в сетке расписания значатся психологические тренинги для детей практически всех возрастных групп. Групповые занятия – это чудесная возможность для моделирования различных ситуаций общения и обмен опытом. Дети учатся слушать и слышать о чувствах и значимых событиях, давать обратную связь, понимать и называть свое эмоциональное состояние, уметь вести себя в непростых коммуникативных ситуациях…

Важно в построении таких занятий учитывать интересы и эмоциональное состояние детей. Иногда готовишься к занятию, и все упражнения, игры, проблемные ситуации находят отклик у детей, а бывает, приходишь и меняешь всё из-за конкретного запроса от детей, родителей или воспитателей. Например, я хотела продолжить обсуждать тему «Злость, её хорошая и плохая стороны», но началось живое обсуждение в группе детей темы «Капризы и истерики». Для меня эта актуальная тема, я подхватываю разговор, задаю проблемные вопросы, спрашиваю о путях разрешения внутреннего и внешнего конфликта, тут же всё это отыгрываем. Дети отзывчиво на всё реагируют, я довольна результатом.

Индивидуальная работа с ребёнком строится на основании результатов диагностики, наблюдения за поведением в повседневной жизни дошкольного учреждения, консультации родителей и педагогов. Надо понимать, что у ребёнка чаще всего нет мотивации что-либо менять. Его любят таким, какой он есть, он не связывает свои трудности с проблемами в семье, он хочет внимания, признания и власти. Начинается работа. Я использую недирективную игровую терапию: игровая песочница, рисование, разыгрывание сценок… Для детей это просто игра, где прислушиваются к их мнению, стараются уловить параллели между игрой и реальной жизнью, дают принятие, восхищение (если необходимо), безопасность и свободу, выбор. Когда ребёнок встречает искреннее понимание и принятие себя, своего состояния, ему легче преодолевать свои внутренние конфликты, дискомфорт, он становится способен к личностному росту и развитию.

Что из себя представляет индивидуальное занятие с психологом? Мы садимся друг против друга. Я интересуюсь новостями прошедшей недели, спрашиваю о продолжении некоторых ситуаций, о которых ребёнок рассказал в прошлый раз. Когда разговор начинает увядать или, если ребёнок сам просит поиграть, я предлагаю выбор: песочница, игрушки, рисование, игры. Безусловная фаворитка в этом списке – песочница. Участник выбирает из контейнеров фигурки, материалы, которые ему необходимы для создания его мира. А дальше – начинается творение. Я активно участвую, задавая вопросы о взаимодействии персонажей, о мотивах и последствиях. Обязательно интересуюсь, каким образом созданный мир похож на реальность участника. Мы обсуждаем, прогнозируем возможные ситуации… Моя цель – не переделать ребёнка, а дать ему возможность быть самим собой, понимать себя, расширять свой ресурс. Стараться всё время быть с малышом в контакте, погрузиться в его мир, не навязывать себя, с помощью наводящих вопросов, своего присутствия открывать сферу осознанности очень не просто. Но дело это благодатное и немного похоже на садоводство: создание оптимальных условий для роста и развития (принятие ребёнка во всей его полноте), полив (признание индивидуальности каждого человечка), освещение (осознанность происходящих процессов, происходящих вокруг и внутри жизни ребёнка – с учётом его возрастных особенностей).

Есть еще одна сторона работы психолога в детском саду – тренинги и семинары для педагогов и специалистов. В частном детском саду «Карусель» удивительный коллектив: все хотят учиться, узнавать новое, раскрывать свои возможности и, иногда, корректировать свои ошибки. Чего только я не успела за несколько лет своей работы: проработать и прожить вместе и курс родительской эффективности, и тренинг по работе с внутренним ребёнком, и программу эмоциональной грамотности и многое другое. Знания, опыт, полученные в результате таких тренингов используются на благо воспитанников и для своего развития. Ведь в сфере воспитания профессиональная и внутриличностная области неразрывно связаны.

Вот в нескольких словах, чем занимается психолог в детском саду. Я работаю в детском саду «Карусель» более 10 лет. И хочу поблагодарить родителей наших воспитанников за удивительную душевную щедрость: как много любви, заботы они дарят детям. Меня всегда удивляла гибкость, желание меняться в лучшую сторону ради своих чад, способность сойти с устоявшегося пути во благо ребёнка. А еще я хочу выразить свое восхищение моим коллегам, для которых работа в «Карусели» – не набор обязанностей, а истинное призвание.

Татьяна Константиновна Герасимова
Психолог, ведущий специалист Психологического центра доверия и заботы, семейный консультант, автор и ведущая многочисленных тренингов.

Написать комментарий