Каждый ребенок приходит в этот мир, обладая уникальным потенциалом. Этот потенциал можно реализовывать и раскрывать с помощью внешних условий, в которых этот человечек растет и развивается. Одним из таких условий, базовых, является формирование глубокой привязанности у малыша с его значимым взрослым, чаще – матерью.
У новорожденных привязанность направляется на поиск близости со значимым взрослым. Когда ребенок встревожен, он ожидает, что он получит защиту и эмоциональную поддержку. При этом модель межличностных отношений формируется, даже если этот самый значимый взрослый не является внимательным и отзывчивым.
Чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка через привязанность, необходимо разумное сочетание у родителей позиции авторитета и позиции принятия. Уточню, что я подразумеваю под этими позициями. Позиция авторитета: уверенность родителя в своих выборах, опора на свое «Я», независимость и внутренняя сила. То есть взрослый берет на себя власть и ответственность в своем взаимодействии с ребенком. Другая позиция – принятия. Это предоставление ребенку свободы выбора, проявление эмоций к ребенку, заботы о нем.
Каким будет вид привязанности при соединении двух этих факторов? Продемонстрирую на примере эмоционально травмирующей ситуации для ребенка. Я не буду вдаваться в обсуждение причин того или иного стиля поведения родителя. Ведь это может быть повторение паттерна (схемы-образа) взаимоотношений в родительской семье, результат психологической травмы (последствия которых проявляются в эмоциональных для взрослого человека ситуациях), система ценностей и т.д. Я приглашаю поразмышлять о последствиях однотипных реакций родителя на эмоции у ребенка.
- Лена.
Девочка потеряла маму из вида в магазине. В слезах кричит и зовет маму. Мама тут же возвращается. Смотрит на Лену, спрашивает: «Ты испугалась? Дай, я тебя обниму. Очень страшно, когда кто-то пропадает». Какое-то время успокаивает, гладит. Когда ребенок начинает затихать, крепко берет за руку и спокойным голосом говорит: «Держи меня за руку. Мы пойдем вместе, рядышком. Мне нужна твоя помощь в выборе подушечек для завтрака». Через некоторое время ребенок отпускает руку с разрешения мамы и, оглядываясь на своего взрослого, немного отдаляется от своего родителя. Предпринимает инициативу, предлагает вещи для покупки. Достаточно спокойно воспринимает отказ.
Анализ: НАДЕЖНЫЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ. Сбалансированно представлены и власть/авторитет, и забота/принятие.
Последствия: Понимание о себе – я уважаю свои чувства и потребности. Когда я чувствую себя плохо, я верю, что мои чувства важны. Я учусь различать свои чувства. Понимание о других – эмоции других людей важны. Я могу идентифицировать, проживать и сочувствовать чувствам других людей, не заставляя их чувствовать хуже.
- Наташа.
Девочка заплакала, не найдя рядом маму. Мама возвращается, со словами «Успокойся, что кричишь. Внимательнее надо быть. Хочешь не теряться, иди рядом». Девочка еще какое-то время хнычет, но потом начинает сдерживаться, идет рядом с мамой, стараясь не привлекать ее внимание. А мама постоянно на нее оглядывается и периодически добавляет слова, что надо быть внимательнее, как это небезопасно.
Анализ: ИЗБЕГАЮЩИЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ. Выраженная власть, авторитет, и минимальная забота об эмоциональных нуждах ребенка.
Последствия: Понимание о себе – я не знаю, что я чувствую. Когда я плохо себя чувствую, я постараюсь это состояние подавлять. Понимание о других – у меня проблемы с пониманием чувств других. Когда другим плохо, я фокусируюсь на себе.
- Катя.
Девочка оглянулась вокруг и не увидела маму. В ответ на ее слезы выбегает сильно обеспокоенная мама. Берет ребенка на руки, укачивает. Начинает очень эмоционально рассказывать: «Ты что убежала. Мамочка тоже испугалась. Ну, успокойся. Хочешь я тебе что-нибудь куплю. Вот все время, пойдешь с тобой в магазин, и что-нибудь случается». Ребенок долго не успокаивается, только на моменте получения игрушки/сладости происходит переключение.
Анализ: ТРЕВОЖНЫЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ. Нестабильная эмоциональная забота, но у ребенка нет возможности опереться на авторитет взрослого, его ощущения власти над ситуацией.
Последствия: Понимание о себе и о других – я чувствую вину за свои эмоции. Мои эмоции переполняют меня и других людей. Я не знаю, что делать со своими эмоциями. Я отчаянно ищу других, но, если они отвечают, я не способна успокоиться. И иногда я даже злюсь, когда они хотят мне помочь. И у меня занимает много времени, чтобы себя почувствовать лучше.
- Оля.
Та же ситуация, ребенок испуганно замирает, у него достаточно быстро развивается истерика. Когда появляется мама, ребенок плачет взахлеб. В ответ он слышит: «Вечно убегаешь. Ты такая рассеянная. Вот когда-нибудь совсем потеряешь меня». Ребенок продолжает отчаянно плакать. Мама продолжает все больше раздражаться: «Сколько можно ныть, плакса. Будто и не мой ребенок». Девочка может затопать от переизбытка эмоций ногами или толкнуть маму. Та выходит из себя, ударяет ребенка и говорит: «Хочешь еще?». Оля в страхе останавливается, перестает плакать.
Анализ: ДЕЗОРГАНИЗОВАННЫЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ. Нет ни авторитета, ни заботы.
Последствия: Понимание о себе и о других – показывать свои эмоции опасно. Если я попрошу помощи, меня могут ранить. Я заслуживаю того, что со мной случилось, это моя вина, что я такая.
Конечно, родители, также как и дети, не обязаны быть безупречными на каждом шагу, в каждом поступке и слове. Поэтому во взаимоотношениях и при формировании здоровой привязанности важно прислушиваться к своим чувствам и к чувствам ребенка, помнить о своей ответственности как родителя и давать право на ошибку – как себе, так и ребенку. Ведь воспитание – это творческий процесс, где встречаются как минимум две индивидуальности (не забывайте еще о папе, братьях, сестрах, как частях всей этой системы), а это значит, что процесс и результат воспитания неповторимы и будут окрашены именно этими индивидуальностями. И помните: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми» (О. Уайльд). А здесь может работать только сила примера, примера родителей. Будьте счастливы!
С уважением, Герасимова Татьяна Константиновна,
психолог частного детского сада «Карусель»
Написать комментарий
Вы должны быть авторизованы для написания комментариев.