Типы привязанности

Каждый ребенок приходит в этот мир, обладая уникальным потенциалом. Этот потенциал можно реализовывать и раскрывать с помощью внешних условий, в которых этот человечек растет и развивается. Одним из таких условий, базовых, является формирование глубокой привязанности у малыша с его значимым взрослым, чаще – матерью.

У новорожденных привязанность направляется на поиск близости со значимым взрослым. Когда ребенок встревожен, он ожидает, что он получит защиту и эмоциональную поддержку. При этом модель межличностных отношений формируется, даже если этот самый значимый взрослый не является внимательным и отзывчивым.

Чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка через привязанность, необходимо разумное сочетание  у родителей позиции авторитета и позиции принятия. Уточню, что я подразумеваю под этими позициями. Позиция авторитета: уверенность родителя в своих выборах, опора на свое «Я», независимость и внутренняя сила. То есть взрослый берет на себя власть и ответственность в своем взаимодействии с ребенком.  Другая позиция – принятия. Это предоставление ребенку свободы выбора, проявление эмоций к ребенку, заботы о нем.

Каким будет вид привязанности при соединении двух этих факторов? Продемонстрирую на примере эмоционально травмирующей ситуации для ребенка. Я не буду вдаваться в обсуждение причин того или иного стиля поведения родителя. Ведь это может быть повторение паттерна (схемы-образа) взаимоотношений в родительской семье, результат психологической травмы (последствия которых проявляются в эмоциональных для взрослого человека ситуациях), система ценностей и т.д. Я приглашаю поразмышлять о последствиях однотипных реакций родителя на эмоции у ребенка.

  1. Лена.

Девочка потеряла маму из вида в магазине. В слезах кричит и зовет маму. Мама тут же возвращается. Смотрит на Лену, спрашивает: «Ты испугалась? Дай, я тебя обниму. Очень страшно, когда кто-то пропадает». Какое-то время успокаивает, гладит. Когда ребенок начинает затихать, крепко берет за руку и спокойным голосом говорит: «Держи меня за руку. Мы пойдем вместе, рядышком. Мне нужна твоя помощь в выборе подушечек для завтрака». Через некоторое время ребенок отпускает руку с разрешения мамы и, оглядываясь на своего взрослого, немного отдаляется от своего родителя. Предпринимает инициативу, предлагает вещи для покупки. Достаточно спокойно воспринимает отказ.

Анализ: НАДЕЖНЫЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ. Сбалансированно представлены и власть/авторитет, и забота/принятие.

Последствия: Понимание о себе – я уважаю свои чувства и потребности. Когда я чувствую себя плохо, я верю, что мои чувства важны. Я учусь различать свои чувства. Понимание о других – эмоции других людей важны. Я могу идентифицировать, проживать и сочувствовать чувствам других людей, не заставляя их чувствовать хуже.

  1. Наташа.

Девочка заплакала, не найдя рядом маму. Мама возвращается, со словами «Успокойся, что кричишь. Внимательнее надо быть. Хочешь не теряться, иди рядом». Девочка еще какое-то время хнычет, но потом начинает сдерживаться, идет рядом с мамой, стараясь не привлекать ее внимание. А мама постоянно на нее оглядывается и периодически добавляет слова, что надо быть внимательнее, как это небезопасно.

Анализ: ИЗБЕГАЮЩИЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ. Выраженная власть, авторитет, и минимальная забота об эмоциональных нуждах ребенка.

Последствия: Понимание о себе – я не знаю, что я чувствую. Когда я плохо себя чувствую, я постараюсь это состояние подавлять. Понимание о других – у меня проблемы с пониманием чувств других. Когда другим плохо, я фокусируюсь на себе.

  1. Катя.

Девочка оглянулась вокруг и не увидела маму. В ответ на ее слезы выбегает сильно обеспокоенная мама. Берет ребенка на руки, укачивает. Начинает очень эмоционально рассказывать: «Ты что убежала. Мамочка тоже испугалась. Ну, успокойся. Хочешь я тебе что-нибудь куплю. Вот все время, пойдешь с тобой в магазин, и что-нибудь случается». Ребенок долго не успокаивается, только на моменте получения игрушки/сладости происходит переключение.

Анализ: ТРЕВОЖНЫЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ. Нестабильная эмоциональная забота, но у ребенка нет возможности опереться на авторитет взрослого, его ощущения власти над ситуацией.

Последствия: Понимание о себе и о других – я чувствую вину за свои эмоции. Мои эмоции переполняют меня и других людей. Я не знаю, что делать со своими эмоциями. Я отчаянно ищу других, но, если они отвечают, я не способна успокоиться. И иногда я даже злюсь, когда они хотят мне помочь. И у меня занимает много времени, чтобы себя почувствовать лучше.

  1. Оля.

Та же ситуация, ребенок испуганно замирает, у него достаточно быстро развивается истерика. Когда появляется мама, ребенок плачет взахлеб. В ответ он слышит: «Вечно убегаешь. Ты такая рассеянная. Вот когда-нибудь совсем потеряешь меня». Ребенок продолжает отчаянно плакать. Мама продолжает все больше раздражаться: «Сколько можно ныть, плакса. Будто и не мой ребенок». Девочка может затопать от переизбытка эмоций ногами или толкнуть маму. Та выходит из себя, ударяет ребенка и говорит: «Хочешь еще?». Оля в страхе останавливается, перестает плакать.

Анализ: ДЕЗОРГАНИЗОВАННЫЙ ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ. Нет  ни авторитета, ни заботы.

Последствия: Понимание о себе и о других – показывать свои эмоции опасно. Если я попрошу помощи, меня могут ранить. Я заслуживаю того, что со мной случилось, это моя вина, что я такая.

Конечно, родители, также как и дети, не обязаны быть безупречными на каждом шагу, в каждом поступке и слове. Поэтому во взаимоотношениях и при формировании здоровой привязанности важно прислушиваться к своим чувствам и к чувствам ребенка, помнить о своей ответственности как родителя и давать право на ошибку – как себе, так и ребенку. Ведь воспитание – это творческий процесс, где встречаются как минимум две индивидуальности (не забывайте еще о папе, братьях, сестрах, как частях всей этой системы), а это значит, что процесс и результат воспитания неповторимы и будут окрашены именно этими индивидуальностями. И помните: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми» (О. Уайльд). А здесь может работать только сила примера, примера родителей. Будьте счастливы!

 

С уважением, Герасимова Татьяна Константиновна,

психолог частного детского сада «Карусель»

Татьяна Константиновна Герасимова
Психолог, ведущий специалист Психологического центра доверия и заботы, семейный консультант, автор и ведущая многочисленных тренингов.

Написать комментарий