Психологический кризис у ребенка – настраиваемся на позитив

Когда мы слышим слово «кризис», оно нас настораживает, и часто вызывает негативные эмоции, что  совершенно неправильно. Если бы не было кризисов – человечество бы не выжило. Любой кризис (экономический, психологический, физиологический и т.д.) возникает тогда, когда необходима активация новых ресурсов, потому что старые ресурсы больше не работают. Все знают, что в болезни главное пережить кризис – это означает, что организм находит в себе ресурсы справиться с болезнью; экономический кризис приводит к тому, что общество начинает более грамотно распределять материальные ресурсы, а психологический кризис выводит человека на новый уровень взаимодействия с собой и окружающим миром.  Таким образом, психологические кризисы необходимы для взросления человека. Каждый раз, когда человек испытывает психологический кризис, означает, что ему необходимо перейти на более самостоятельный уровень, стимулирующий взятие еще большей ответственности за свою жизнь.

Что касается детских психологических кризисов – они требуют внимания и изменения, как от ребенка, так и от родителя. Первый психологический кризис наступает у ребенка, когда он рождается. Еще недавно он был в животе у матери: и вся его жизнь зависела только от нее, но вот происходит процесс рождения, перерезается пуповина, и тут надо самому начать дышать, есть, как-то приспосабливаться. А так было хорошо у мамы в животике! Но ведь процесс  рождения – это необходимость для выживания: если ребенок не родиться, значит, он погибнет, потому что он уже не может больше помещаться в животе у мамы. Ребенок растет и развивается, и неизбежно встает на ноги, так запрограммировано в головном мозге. А раз ребенок встал, это означает, что он может быть более самостоятельным: сам обследовать окружающие его предметы, сам дотягиваться до пищи, сам выбирать свой путь передвижения. В три года ребенок полностью начинает отделять себя от родителя, и становится еще больше самостоятельным, появляется всем известное «Я — сам».  В семь лет у ребенка головной мозг развит настолько, что он может произвольно управлять своими психическими функциями: концентрироваться на задании, запоминать, размышлять, а, значит, ему пора выйти на новый уровень социального взаимодействия – пойти в школу. Расставаться с детством не хочется, а учителя слушать надо. У ребенка появляется много обязанностей, которым он начинает сопротивляться. Подростковый кризис приходится на половое созревание, мозг подростка уже развит настолько, что он может осваивать многие навыки наравне со взрослым, у подростка создается иллюзия собственной взрослости, однако, полную ответственность за свою жизнь он пока нести не может в силу малого жизненного опыта – опять неизбежные конфликты с окружающим миром.

Ребенок и подросток, на этапе любого кризиса в своем желании быть самостоятельным, становится упрямым, настойчивым, упорным. С одной стороны родителя радует, что ребенок расширяет свои возможности взаимодействия с миром, но с другой стороны, это и увеличивает возможность попасть в опасную ситуацию. Родитель и ребенок, таким образом, вступают в противодействие. Часто родители боятся испортить отношения с ребенком, у них формируется ложное убеждение, что своей строгостью они навредят его активности. Нередко можно услышать от родителей годовалого ребенка: «Он же не виноват, что не знает, что хлопать дверцами шкафа нельзя, пусть хлопает, мы дверь заменим». Проблемы в таком случае начинаются, когда семья придет в гости к друзьям, а ребенок захочет хлопать дверцами шкафа и там. Испортить отношения все же придется, либо с ребенком, либо с друзьями. Боязнь испортить отношения со своим ребенком – это, как ни странно, психологическая незрелость родителя, непроработанные детские травмы. Но и перекос в жесткое воспитание, с преобладанием слова «нельзя», тоже скажется на дельнейшем развитии ребенка. Как же соблюсти этот баланс?

Во-первых, необходимо помнить, что вся наша жизни – это соблюдение границ. Граница – это определенное ограничение, но не тюрьма. Чем младше человек, тем у него меньше возможности правильно распорядиться своей свободой. Поэтому роль родителя на всем этапе взросления ребенка – это постепенно вывести ребенка на уровень свободного выбора соблюдать границы другого человека, но не забывать и своих потребностях. Балованный ребенок – это ребенок, которого бояться ограничить в его свободе, и он часто нарушает свободу других людей, превышая допустимые нормы. Зажатый, невротичный ребенок – это ребенок, который в первую очередь думает о том, как соблюсти правила, а свои потребности игнорирует.

Во-вторых, важно знать и соблюдать баланс безусловного принятия и контролирования ребенка. Каждому человеку важно, чтобы его безусловно принимали, не потому что он хорошо себя ведет, не потому что он красивый или хорошо зарабатывает, а просто потому что он есть на этом свете. Такое безусловное принятие должны давать родители и близкие люди. Если ребенок испытал такую безусловную любовь к себе, то он будет уверенным и счастливым, будет ощущать себя ценным в этой  жизни и ценить других людей. Недостаток безусловного принятия, или его преизбыток может негативно сказаться на дальнейшей жизни человека. Если безусловного принятия было слишком мало, то такой человек будет стараться постоянно заслуживать любовь других людей, будет ощущать свою ценность только тогда, когда его оценили другие люди. Если же безусловного принятия от родителей было слишком много, что у человека в какой-то момент начнутся проблемы с окружающими, которые ждут от него не просто существования, но и выполнения определенных социальных функций. Это хорошо видно на единственных детях с многочисленными родственниками, которые приходят в детский сад и начинают искренне расстраиваться, когда их начинают призывать к элементарным правилам поведения.

Контролирующая функция родителя помогает ребенку осваивать правила этого мира и приспосабливаться к нему. Логично, когда маленький ребенок может себя вести себя шумно, общество к этому готово, оно понимает, что у ребенка сейчас такой период, когда его безусловно принимают в спонтанных эмоциональных проявлениях. А вот семилетний ребенок в школе может за такое поведение получить  замечание. Когда хочется сделать замечание, очень помогает формула любви: «Я тебя принимаю в твоем проявлении, это замечательно – быть радостным и эмоциональным, но не сейчас и не в этом месте». К примеру, ребенок бегает в кафе, родитель может ему сказать: «Мне так нравится, что ты у меня активный и жизнерадостный, бегать и прыгать – это здорово и укрепляет здоровье, но в кафе так делать не нужно, потому что это неудобно и для тебя и для окружающих. Ты же не хочешь, чтобы вот эта тетя пролила на тебя суп? Давай сейчас спокойно поедим, и тогда у нас будет время побегать на той площадке».

В-третьих, придется осознать, что прохождение психологического кризиса ребенка не пройдет гладко ни для ребенка, ни для родителя. Принятие себя в каких-то негативных проявлениях помогает понять ребенка, осознать доброе намерение его упрямства и капризов.  Признание в том, что я что-то еще не умею, что я сейчас не справился, но хочу справиться и поэтому работаю  над собой, является прекрасным примером для подражания, а вовсе не показывает слабость родителя.

В-четвертых, всегда есть возможность проконсультироваться с психологом. Консультация со специалистом, как правило, снимает страх и напряжение, сомнения, что с ребенком что-то не так, дает новые опоры при взаимодействии с ребенком, раскрывает новые ресурсы личностного развития самого родителя.

И не стоит забывать, что личностный  кризис – это ступень к новому этапу развитию, а никак не наоборот.

Вы можете получить консультацию по вопросам личностных  кризисов, и по любым другим вопросам в нашем Центре доверия и заботы . Звоните: +7 (981) 244 13 17

2019-03-07T19:40:31+03:0007/10/2018|Рубрика: Психолог советует|
Нелли Борисовна Морозова
Руководитель психологического центра доверия и заботы, психолог, педагог групп развития.

Написать комментарий