Ребенок в современном мире

Несколько лет назад я получила в подарок на День рождения MacBook. «Отличный подарок!» — решила я. Пришла на работу в детский сад, открыла свою новенькую вещь… В этот момент мимо меня проходили дети старшей группы детского сада. Все без исключения отдали дань уважения моему MacBook: «Классный мак!» — это самая скромная характеристика из всех, что я услышала. Ребята заглядывали, гладили, восхищались, задавали вопросы, на которые я обещала ответить завтра… И я поняла – в моих руках не просто хорошая вещь, а сокровище! А еще я поняла, что они знают цену этому чуду научно-технического прогресса! И, в очередной раз, удивилась – как же современные дети не похожи на тех, какими в детстве были мы…

Ребенок в современном мире… На протяжении многих лет этот вопрос озадачивает ученых, родителей, профессионалов, работающих с детьми. Мы, взрослые, уже какое-то время живем в этом сегодняшнем мире, постепенно адаптируемся к его новизне, а ребенок рождается непосредственно в этот мир: для нас изменения размыты во времени, для ребенка же современный мир есть точка отчета. Может, вопрос о том, как чувствует себя ребенок в сегодняшнем мире, так волнует всех и оттого, что мы проживали наше детство совсем в иных условиях и, чтобы понять своеобразие нынешнего ребенка, нужно пронаблюдать влияние новых экономических, социальных и иных перемен на новое зарождающее поколение. К счастью, ценность ребенка для общества неуклонно повышается – это несложно проследить во времени, начиная с самого первобытного общества. И то, что сегодня так много дискуссий вокруг этой темы – хороший знак, сигнализирующий о том, что общество желает знать, как отражаются перемены на жизни детей.

Многие из родителей, чьи дети сегодня ходят в детский сад, проводили огромную часть своего детства, гуляя во дворах. Играли в пятнашки, жмурки, прятки, прыгали на скакалках, резиночках, а также рассказывали страшилки, прятали «секретики» и делали еще много чего другого, что так благотворно сказывается на психике и социализации детей. Ведь тот разнообразный опыт, который дети получали ежедневно, общаясь друг с другом, закалял, развивал, готовил к будущей взрослой жизни во всех ее проявлениях.

Современные дети больше времени проводят в семье, их воспитание и образование более индивидуализировано. Но, пожалуй, главное, что отличает современного ребенка от детей, которыми когда-то были их родители и бабушки-дедушки, это – богатство информационной среды.

Рассмотрим, как влияет информационная среда на современного ребенка.

Ежедневно, где бы мы не находились: в кафе, общественном транспорте, на пляже, мы неизменно наблюдаем детей, уткнувшихся в гаджеты – они играют, общаются, что-то изучают. Глядя порой на то, что делают маленькие дети с планшетом, думаешь: а ведь когда ему будет 6 лет, он будет делать нечто, что, возможно, не будут понимать его родители? Зачастую внуки разбираются в цифровых технологиях лучше, чем бабушки и дедушки, и способны этому их научить. Наша культура устроена таким образом, что предшествующее поколение до определенного возрастного этапа передает опыт следующему. Но в контексте данного явления это не так! То есть не старшее поколение учит новое, а наоборот. Этот феномен нашего времени – новое явление, которое еще только предстоит изучить.

Компьютер, телевизор, телефон входят в жизнь многих малышей, начиная с раннего возраста. Они то выполняют роль игрушек (для самых маленьких – нажимать на кнопки и получать картинки на экране – увлекательно), то заменяют мамино укачивание, колыбельную (малыши могут засыпать под ритмично меняющиеся картинки), то являются «партнером» для игры (компьютерные игры). Любопытны данные ЮНЕСКО: 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день. Это несравнимо больше, чем время общения со взрослыми. Что же теряет ребенок, уткнувшись в экран? Вероятно, то, что могут ему дать только самые близкие люди: ощущение любви, доверия к миру, формирование адекватного представления о себе. Экран всё более заменяет семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы с отцом. Внутренний мир детей ещё только складывается, а «кирпичиками» его формирования является всё, что они получают от взрослых – игры, сказки, совместные занятия, а также… компьютер и телевизионные передачи. Ввиду огромного количества времени, затрачиваемого на это детьми, а также целенаправленность информации (скажем, рекламы) делает это занятие не только способом времяпрепровождения, но и средством воспитания. Встает вопрос: так кто же сегодня главный воспитатель – семья или экран?

Подрастающее поколение уже окрестили поколением «экранных» детей. Каковы последствия этого явления?

  • Трудности, испытываемые детьми в общении.

Психологи отмечают, что уменьшение времени для свободного общения отрицательно сказывается на формировании коммуникативных способностей. Говоря на языке диалектики: недостаток количества не позволяет появиться новому качеству. Основой для коммуникации, эмпатии, обучения является способность посмотреть на ситуацию глазами другого человека, которая формируется только во взаимодействии с другими. Она не может быть приобретена ни в процессе компьютерной игры, ни при просмотре телевизора. Только в живом общении!

  • Трудности в формировании речи.

Психологи предупреждают, что экранная речь, доступная в большом количестве маленьким детям на начальных этапах формирования речи, наносит большой вред. Такая речь ввиду ее темпа, содержания, отсутствия непосредственного контакта, не подлежит осмыслению ребенком, не становится «родной». Дети предпочитают объясняться криками, жестами или вовсе молчать. Немного статистики: сегодня четверть детей 4 лет имеют нарушения речевого развития. 40 лет назад эти нарушения отмечались лишь у 4% детей. За последние два десятка лет число речевых нарушений возросло в 6 (!) раз.

  • Снижение фантазии и творческой активности детей.

Дети утрачивают способность чем-то занять себя, не придумывают новые игры, не сочиняют сказки. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты для своей деятельности. Их мало что интересует и увлекает. Отсутствие интереса отражается на отношениях детей. Им порой скучно общаться друг с другом. Общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать, доказывать. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. 

  • Нарушение восприятия

Малыш, глядя на экран, не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые, как магнитом, притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребёнок начинает испытывать потребность в ней,  ищет её повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать малышу всё богатство  мира.  Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно также он начинает воспринимать и окружающую действительность…

  • Трудности информационного отбора.

Переизбыток информации – эффект насыщенной информационной среды. Раньше наблюдался дефицит информации: еще 30-50 лет назад в нашей стране люди стояли в очередях за книгами, набивали на печатной машинке редкие тексты, подробно конспектировали учебные пособия. Ныне ежеминутная доступность информации снимает эти задачи. Сегодня же проблема противоположная: как избавиться от ненужной информации. Ученые уже опасаются, что мозг «засоряется» лишней информацией, что тормозит процессы мышления. Мозг, как и наше тело, находится «в форме» при ежедневных нагрузках. Решение примеров в уме, запоминание, чтение книг – все это не только развивает мозг, но и способствует его активному долголетию. Теперь даже номера телефонов никто не запоминает…

Зачастую информация подается таким образом, что «цепляет» ребенка, побуждает ее читать или просматривать. Эти неконтролируемые потоки чрезвычайно вредят развивающемуся мозгу своим несоответствием возрасту, способом подачи, содержанием, а, порой и нежелательными ценностными ориентирами.

Все сказанное – не призыв  полностью исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Да это в наше время невозможно и бессмысленно. Но  в дошкольном возрасте, когда происходит становление внутренней жизни ребёнка,  экран  несёт в себе серьёзную опасность. Компьютерные игры вводить можно, но только после того, как ребёнок  освоил традиционные  виды детской  деятельности – рисование, танцы, конструирование, и главное, когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры и отличать игру от реальности. Просмотр мультфильмов детьми должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять события, происходящие на экране, сопереживать героям фильма, выражать свое отношение. Рекомендуем исключить свободный доступ к информационной технике детям дошкольного возраста. Самостоятельное использование компьютера можно вводить, когда дети  уже готовы, экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.

Верёвкина Елена Валентиновна,
кандидат психологических наук, директор частного детского сада «Карусель»

Leave Your Reply